Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»
Версия для печати
28 января 2023 г. 18:04

26 января 2023 года в рамках ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений в Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма».

Организатор мероприятия — факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В конференции участвовали студенты и преподаватели ПСТГУ и Николо-Угрешской семинарии.

В приветственном слове ректор духовной школы иеромонах Мефодий (Зинковский) отметил важность этой встречи для студентов, будущих священников и иконописцев.

Затем декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоирей Александр Салтыков выступил с докладом о богословском обосновании церковного канона и необходимости учиться видеть и сохранять гармонию как эстетический критерий искусства. «Что мы видим, то и изображаем. Что мы видим очами духовными, то и будем изображать в своем творчестве. Как изобразить вечное? Для этого в церковном искусстве есть понятие знака и образа», — сказал, в частности, священник. Протоиерей Александр Салтыков призвал не терять умение считывать знаковый язык церковного искусства, чтобы без искажений изображать то вечное, что открыл нам Иисус Христос.

Протоиерей Николай Чернышов, доцент кафедры иконописи ПСТГУ, представил концепцию канона как идеальную вертикальную прямую связь земли и неба, разработанную в древности и не потерявшую своей актуальности. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», — процитировал отец Николай слова Священного Писания (Мф. 3:3; ср. Ис. 40:3). Протоиерей Николай Чернышов рассказал о своем опыте дискуссии с представителями западного мира искусства, когда он получил подтверждение враждебности этого мира по отношению к церковному канону. Он предупредил собравшихся студентов о том, что им как будущим священникам и церковным художникам еще предстоит столкнуться с этой враждебностью. «Людям становится неприятно говорить об истине, о Христе, и это уже не свободное высказывание частного мнения, а агрессивное навязывание негативного отношения», — отметил протоиерей Николай Чернышов.

Священник Владимир Стасюк, кандидат богословия, доцент Николо-Угрешской семинарии, затронул конкретную проблему: изображение в виде иконы святого семейства, в котором святой Иосиф представлен как «мужчина, полный сил, обнимающий Богоматерь с Младенцем». Священник показал примеры таких «икон» и объяснил, каким образом, через западноевропейскую школу живописи, давно подчиненную доктрине гуманистического протестантизма, появились такого рода изображения, зрительно искажающее православное представление о воплощении Христа от Пречистой Девы.

О проблемах столкновения так называемого научного изучения текстов Священного Писания и церковного подхода к ним рассказала в своем докладе М.В. Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ. Она предложила понятие «методологический гностицизм», когда исследователь отрицает в себе верующего православного человека ради «правдивости исследования». Предположение людей эпохи Просвещения о том, что при изучении Священного Писания есть возможность отказаться от вероучительных аксиом, использовать только научный метод гипотез, оказывается в корне ошибочным. Любые попытки объяснить или понять Писание как текст, неминуемо приводят к проблеме веры в то, о чем благовествует само Писание. Исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью выбора онтологии.

Заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ Е.Д. Шеко предложила рассмотреть проблему качества иконописного письма. Какая техника и какой подход к изображению наиболее верно отражает реальность инобытия: академическая манера письма, средневековая иконопись или абстрактный модернизм? Она показала слайд-фильм с историческими и современными примерами икон и фресок в различной стилистике и обратила внимание на то, что каждый современный церковный художник обязан стремиться к верности православному вероучению, а не к самопиару или экспериментам с художественной формой.

В заключение старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии О.С. Птушкин выступил с рассказом о десакрализации Образа по всему Западному миру и показом итоговых «произведений», созданных в результате этого процесса. «Православие — единственная конфессия, продолжающая обращаться к Богу через иконы», — подчеркнул О.С. Птушкин. Он призвал студентов не забывать об этом в наше время, когда вызов модернизма становится все более агрессивным и лукавым.

Конференция прошла в атмосфере живого диалога. После конференции и чаепития студенты семинарии провели для гостей экскурсию по территории Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу» [Интервью]

Состоялся круглый стол, посвященный итогам апробации онлайн-курсов грантового проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Состоялся вебинар для преподавателей факультатива «Основы подготовки священнослужителей для прохождения служения в зоне боевых действий»

В Минске открылись XXX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Духовное и светское образование: история и перспективы взаимодействия»

В издательстве ПСТГУ вышла книга «Пастырь в наше время: Размышления, вопросы и ответы»

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)»

В Свято-Тихоновском университете прошел фестиваль «В ризах белых», посвященный новомученикам

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Состоялись организационные совещания по вопросу итоговой аттестации по программам подготовки регентов и иконописцев

Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы г. Баку

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В Московской духовной академии прошли I Павлиновские чтения

Другие новости

Издательство Московской Патриархии представляет свои новинки на Санкт-Петербургском международном книжном салоне

В городах Северного Кавказа состоятся концерты III Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов»

В Париже проходят Дни российской духовной культуры во Франции

В Москве пройдет пресс-конференция, посвященная Патриаршей литературной премии

Памятный знак в честь древнерусских монахов установили в Венгрии

На территории ряда московских храмов прошли мероприятия фестиваля «Пасхальный дар»

Утвержден короткий список номинантов Патриаршей литературной премии

В Александро-Невской лавре прошло совещание по реставрации обители

Святейший Патриарх Кирилл посетил фестиваль «Пасхальный дар» в Москве

В парке искусств «Музеон» в Москве открылась выставка «Потомки и наследники святых»