Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»
Версия для печати
28 января 2023 г. 18:04

26 января 2023 года в рамках ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений в Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма».

Организатор мероприятия — факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В конференции участвовали студенты и преподаватели ПСТГУ и Николо-Угрешской семинарии.

В приветственном слове ректор духовной школы иеромонах Мефодий (Зинковский) отметил важность этой встречи для студентов, будущих священников и иконописцев.

Затем декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоирей Александр Салтыков выступил с докладом о богословском обосновании церковного канона и необходимости учиться видеть и сохранять гармонию как эстетический критерий искусства. «Что мы видим, то и изображаем. Что мы видим очами духовными, то и будем изображать в своем творчестве. Как изобразить вечное? Для этого в церковном искусстве есть понятие знака и образа», — сказал, в частности, священник. Протоиерей Александр Салтыков призвал не терять умение считывать знаковый язык церковного искусства, чтобы без искажений изображать то вечное, что открыл нам Иисус Христос.

Протоиерей Николай Чернышов, доцент кафедры иконописи ПСТГУ, представил концепцию канона как идеальную вертикальную прямую связь земли и неба, разработанную в древности и не потерявшую своей актуальности. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», — процитировал отец Николай слова Священного Писания (Мф. 3:3; ср. Ис. 40:3). Протоиерей Николай Чернышов рассказал о своем опыте дискуссии с представителями западного мира искусства, когда он получил подтверждение враждебности этого мира по отношению к церковному канону. Он предупредил собравшихся студентов о том, что им как будущим священникам и церковным художникам еще предстоит столкнуться с этой враждебностью. «Людям становится неприятно говорить об истине, о Христе, и это уже не свободное высказывание частного мнения, а агрессивное навязывание негативного отношения», — отметил протоиерей Николай Чернышов.

Священник Владимир Стасюк, кандидат богословия, доцент Николо-Угрешской семинарии, затронул конкретную проблему: изображение в виде иконы святого семейства, в котором святой Иосиф представлен как «мужчина, полный сил, обнимающий Богоматерь с Младенцем». Священник показал примеры таких «икон» и объяснил, каким образом, через западноевропейскую школу живописи, давно подчиненную доктрине гуманистического протестантизма, появились такого рода изображения, зрительно искажающее православное представление о воплощении Христа от Пречистой Девы.

О проблемах столкновения так называемого научного изучения текстов Священного Писания и церковного подхода к ним рассказала в своем докладе М.В. Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ. Она предложила понятие «методологический гностицизм», когда исследователь отрицает в себе верующего православного человека ради «правдивости исследования». Предположение людей эпохи Просвещения о том, что при изучении Священного Писания есть возможность отказаться от вероучительных аксиом, использовать только научный метод гипотез, оказывается в корне ошибочным. Любые попытки объяснить или понять Писание как текст, неминуемо приводят к проблеме веры в то, о чем благовествует само Писание. Исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью выбора онтологии.

Заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ Е.Д. Шеко предложила рассмотреть проблему качества иконописного письма. Какая техника и какой подход к изображению наиболее верно отражает реальность инобытия: академическая манера письма, средневековая иконопись или абстрактный модернизм? Она показала слайд-фильм с историческими и современными примерами икон и фресок в различной стилистике и обратила внимание на то, что каждый современный церковный художник обязан стремиться к верности православному вероучению, а не к самопиару или экспериментам с художественной формой.

В заключение старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии О.С. Птушкин выступил с рассказом о десакрализации Образа по всему Западному миру и показом итоговых «произведений», созданных в результате этого процесса. «Православие — единственная конфессия, продолжающая обращаться к Богу через иконы», — подчеркнул О.С. Птушкин. Он призвал студентов не забывать об этом в наше время, когда вызов модернизма становится все более агрессивным и лукавым.

Конференция прошла в атмосфере живого диалога. После конференции и чаепития студенты семинарии провели для гостей экскурсию по территории Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Саратовской духовной семинарии прошли организованные Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Состоялось очередное пленарное заседание Синодальной комиссии по биоэтике

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Калужской епархии состоялся пастырский семинар о помощи пострадавшим в зоне конфликта

Ректор ПСТГУ принял участие в первом заседании Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

Исторический образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возвращен в Храм Христа Спасителя

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

Открывается небо и жизнь вечная. Иконография праздника Успения Богородицы [Статья]

Другие новости

В Издательском Совете прошел круглый стол «100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России»

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Ташкенте открылась выставка-форум «Радость Слова»

В Минской духовной академии представлена уникальная почтовая экспозиция «Беларусь православная»

Председатель Финансово-хозяйственного управления принял участие в открытии выставки «Архитектура духа» — финала ежегодного фестиваля «Открытый город» в Москве

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов