27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Нестерова) во епископа Ноябрьского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодосия на служение.
Преосвященный епископ Феодосий!
Дух Господень, наполняющий вселенную, все объемлющий и знающий всякое слово (Прем. 1:7), соделал тебя ныне епископом Церкви Христовой и призвал быть продолжателем апостольского служения.
В сей знаменательный и судьбоносный для тебя момент обрати мысленный взор на Сионскую горницу в Иерусалиме, где были единодушно собраны ученики Спасителя в день Пятидесятницы. Вспомни, как о том повествует книга Деяний: внезапно соделался небесный шум и явились разделяющиеся языки, как бы огненные, которые почили на каждом из апостолов, исполнив их Духа Святого (см. Деян. 2:2-4).
Не в виде огненных языков, но таинственным и непостижимым образом, однако совершенно реально через возложение на главу твою Евангелия и рук архипастырей снизошел ныне и на тебя Небесный Утешитель. Сей храм соделался для тебя Сионской горницей, ибо в нем совершилась твоя личная Пятидесятница.
Промыслом Божиим, явленным в решении Священного Синода, тебе определено нести архиерейское послушание в Салехардской епархии и быть верным помощником Преосвященного архиепископа Николая, принимавшего сегодня участие в твоей хиротонии.
Тебе уже немало довелось поработать на ниве Господней: более двух десятилетий ты исполнял различные ответственные послушания в клире Архангельской епархии и не понаслышке знаешь особенности жизни Севера. Надеюсь, полученный опыт поможет тебе и в совершении предстоящих трудов на самом Крайнем Севере.
Но прежде чем ты направишься на место своего служения, выслушай сие отеческое наставление, внемли Патриаршим словам, запечатлей их в сердце своем и памятуй о том, что презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда его суетна, и труды бесплодны (Прем. 3:11), как учит нас слово Божие.
Проповедь — вот первое делание, на которое устремились апостолы, получившие дары Духа Святого. Должна она быть и твоей неотъемлемой обязанностью как преемника их служения. Вслед за ними обязан и ты неустанно возвышать голос свой (Деян. 2:14), с дерзновением свидетельствовать, что Бог соделал Господом и Христом Иисуса Распятого (Деян. 2:36), и призывать людей к покаянию и крещению для прощения грехов (Деян. 2:38). Никогда не переставай проповедовать, не перекладывай эту прямую обязанность епископа на священнослужителей. Помни, что главным словом назидания, обращенного к народу, является твое слово, и неси его со смирением, мудростью и духовной силой.
На пути проповедничества тебя ждут различные трудности, в том числе связанные со спецификой современного медийного пространства. Сегодня эта специфика такова, что увлекает человека различными яркими образами, порождает постоянный информационный шум, создавая у людей иллюзию осведомленности, но отвлекая от главного. В такое время голос пастырей, а тем паче архипастырей, должен звучать особенно убедительно. Да сохранит тебя Господь от сомнений в силе проповеди слова Божия, которое есть меч духовный (Еф. 6:16-17).Развивай в себе дар благовестника, непрестанно трудись на сем поприще, заботься о том, чтобы и вверенный тебе клир не пренебрегал этим служением. К сожалению, мне иногда приходится слышать, что священник, выходя на амвон, либо открывает шпаргалку и что-то читает, либо, недостаточно подготовившись, обращает к людям слова малоубедительные. Это большой грех, потому что Церковь призвана возвещать через своих служителей слово Божие так, чтобы оно было как меч обоюдоострый (см. Евр. 4:12),отделяющий грех от святости.
Примером тебе да будет апостол Павел, которому Христос в видении повелевает не бояться, говорить и не умолкать (Деян. 18:9), апостолы Петр и Иоанн, которые не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42). Вспомни великих ветхозаветных пророков: Исаию, призывавшего не умолкать напоминающих о Господе(Ис. 62:6), Иеремию, не могшего удерживать себя от проповеди (Иер. 20:9). Пусть их ревность о деле Божием вдохновляет в трудах и тебя.
Чем же занимались первые христиане, обращенные к вере благодаря проповеди апостолов в день Пятидесятницы? Они, по слову книги Деяний, постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). А под преломлением хлеба, конечно, подразумевается Божественная Евхаристия, Святая Литургия. Заповедаю и тебе проявлять надлежащую заботу о соблюдении этих основополагающих принципов церковного бытия. Неизменно пребывай в учении апостолов: твердо храни каноны Церкви, как ты обещал сегодня в архиерейской присяге, храни чистоту веры православной и оберегай вверенную паству как от лютых волков, не щадящих стада,так и от людей, говорящих превратно и увлекающих учеников за собой (Деян. 20:29-30). Я постоянно напоминаю, что епископ всегда должен пребывать в общении с людьми и быть ближе к народу. Это не фигура речи — это призыв Патриарха. Проявляй милость к людям, не отрывайся от реальной жизни клира и паствы, будь доступным для них. Да не будет с тобой такого, что верующие или духовенство не смогут до тебя «достучаться» по вопросам, которые их волнуют.
Наше церковное единство зиждется на Святой Евхаристии. Это центр и основа духовной жизни всякого православного христианина. Милостью Божией в последние годы мы наблюдаем евхаристическое возрождение, когда для людей становится нормой посещение Литургии с обязательным приобщением Тела и Крови Христовых. Пусть же предстояние престолу и совершение Бескровной жертвы будет средоточием и твоего архиерейского служения.
Возревнуй также и о деятельном служении ближним на новом месте твоих трудов. Забота о больных и престарелых, нуждающихся и одиноких должна быть неотъемлемой составляющей твоего делания, твоих повседневных трудов. Искреннее попечение о людях, христианская любовь и милосердие, готовность разделить с человеком его скорби и радости — это то, чего ждут от нас больше, нежели красивых возвышенных слов.
Но не только социальное служение и церковная благотворительность как самые очевидные формы нашей помощи людям должны быть в поле твоего внимания. Как архиерею тебе предстоит заботиться и о многих других направлениях епархиальной жизни, ибо труды епископа весьма обширны и должны простираться на разнообразные стороны человеческой деятельности, в том числе на миссию и катехизацию, на работу с молодежью, на взаимодействие с власть имущими. Не в том смысле, чтобы заручаться некой поддержкой со стороны власти, а в том чтобы, работая на своем поле, совместно с властью преобразовывать к лучшему не только материальную, но и духовную жизнь нашего народа.
В этом многообразии возложенных на тебя попечений не забывай о личной, внутренней молитве, которая, по словам преподобного Ефрема Сирина, цитирую: есть великое оружие, неоскудевающее сокровище, основание тишины, корень, источник и матерь тысячам благ (Слова о молитве). Не начинай без молитвы ни единого дела и в ней обретай восполнение сил.
С таким напутствием прими сей жезл — видимый знак епископской власти — и от полноты полученных даров Духа Святого преподай архипастырское благословение предстоящим людям, молящимся сегодня вместе с нами о твоем непорочном архиерействе.
Итак, вступая на сие поприще, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа (Пс. 26:14). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси