Вышел в свет 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о мучениках Фавсте, Евиласии и Максиме, пострадавших при императоре Максимилиане Геркулии. Девица Фавста смогла обратить в христианство двух доверенных лиц императора и претерпела многие пытки.
В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; немецком реформатском теологе, одном из родоначальников протестантской схоластики Урсине.
Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. Том содержит статьи про Урбана II, с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов, и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на XVII в. В том вошел также материал об антипапе Урсине (IV в.). Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.
Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме Предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV-XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей.
Том содержит подробную статью о Республике Узбекистан, население которого составляет 35,3 млн человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай.
Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В нем подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в XX в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов.
Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с Русской Православной Церковью в XVIII-XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквами, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.
В томе присутствует статья об Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, организатором и руководителем которой является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Констатируется, что в настоящее время после создания ПЦУ КП данная организация все в большей степени маргинализируется.
Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархате, включавшем в 1921-1990 гг. епархии Русской Православной Церкви в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине.
Особое значение имеет статья про Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, учрежденную 31 января 1990 г. вместо существовавшего в 1921-1990 гг. Украинского экзархата Русской Православной Церкви. На декабрь 2022 г. в Украинской Православной Церкви имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря.
Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии, состоящей из трех епархий.
Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии.
В 70-й том вошли материалы об Улан-Удэнской епархии, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской епархии; Уманской епархии Украинской Православной Церкви; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской епархии Православной Церкви Молдовы; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской епархии; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской епархии; Урюпинской епархии; Усманском викариатстве Липецкой епархии; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 г. — декабрь 1864 г.). Последняя статья станет подспорьем для всех занимающихся румынской историей.
К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения.
Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле.
Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе).
Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре (Сыктывкарская епархия), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре (Соликамская епархия), Успенском Аланском мужском монастыре (Владикавказская епархии), Успенском Высоковском мужском монастыре (Городецкая епархия), Успенском Гремячевом женском монастыре (Калужская епархия), Успенском женском монастыре (Бердянская епархия), Успенском женском монастыре (Бельцкая епархия) и т.д.
Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью.
Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.
Том содержит статьи о таких иконах как «Умиление», чудотворном образе, принадлежавшем прп. Серафиму Саровскому, который называл его «Всех радостей Радость»; «Умягчение злых сердец», в основе изображения лежат слова прав. Симеона Богоприимца, произнесенные в момент Сретения Господня, в русской традиции произошло слияние типа «Умягчение злых сердец» с европейским вариантом композиции «Пьета».
Философские темы представлены статьей об универсалиях, общих понятиях, обозначающих все то, что «может предицироваться единичным вещам». В статье констатируется, что «христианские богословы обращались к этой проблеме преимущественно в связи с попытками изложить, рационализировать и систематизировать содержание Откровения на понятийном языке античной философии». Тему продолжает статья об «универсалистах», приверженцах учения о возможности всеобщего спасения.
Исламская тема представлена статьей об умме, религиозной общине в исламе. Тема ведических текстов и индуизма представлена материалом об Упанишадах, к которому примыкает статья об «упае», связанном с опытом обретения Сиддхартхой Гаутамой духовного пробуждения.
Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.
Седмица.ru/Патриархия.ru