6 сентября 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Москский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Михаила (Малаханова) во епископа Югорского и Няганского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Михаила на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Михаил!
Ныне свершилась над тобой воля в Троице славимого Бога — Отца и Сына и Святого Духа, — и по молитвам Церкви через рукоположение зде присутствующих архиереев ты сопричтен апостольским преемникам, их роду, их служению, их ответственности.
Возведи очи свои горе и виждь, сколь щедр и милостив Господь, призвавший тебя к епископскому служению, сколь высоко доверие, оказанное тебе Церковью, и сколь ответственно предстоящее тебе архипастырское делание.
Со смирением и упованием на содействие Божественной благодати, ниспосланной тебе сегодня в таинстве хиротонии, шествуй по предлежащему тебе пути, шествуй — и веди за собой врученную тебе паству, шествуй — и не сомневайся: Сам Господь будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя (Втор. 31:8), как учит нас Слово Божие. Посему ничего и никого не страшись. Страх убивает любовь, страх смещает акценты в человеческой жизни — с делания, с призвания на свою собственную личность. Страх — это деяние диавольское. Не может быть страха и одновременно любви к Богу, не может быть страха и ревностного служения Церкви, не может быть страха и самоотдачи в осуществлении архипастырского служения. А посему ничего не страшись, будь послушен Богу, люби Церковь, заботься о ней, храни верность канонам и архиерейской присяге и делай, что должно и потребно для людей, взыскующих спасения.
Решением Священноначалия тебе предстоит трудиться в Югорской епархии, входящей в состав Ханты-Мансийской митрополии. Этот удел Божий нуждается в надлежащем архипастырском попечении, в развитии всех сторон епархиальной деятельности, в активизации приходской жизни. И если ты спросишь меня, что нужно будет тебе делать на новом месте служения, отвечу словами апостола Павла, которые он некогда обратил к своему ученику Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Пусть этот призыв станет для тебя руководством к действию, нацеленным на просвещение современников светом Евангельской истины, на их реальное воцерковление и утверждение в вере, словом, на созидание Тела Христова (Еф. 4:12), то есть на созидание и укрепление Церкви Божией.
А для того, чтобы было так, тебе самому, равно как и пастырям, вверенным твоему попечению, нужно идти к людям, не дожидаясь, когда кто-то из них заглянет в храм или обратится за помощью. Как в свое время апостолы шли к народам и свидетельствовали им о Христе и Его учении, так и мы должны сегодня, используя все доступные средства и возможности, обращаться с живым словом благовестия к нашим современникам, особенно к молодым людям, которые уже вскоре придут нам на смену, и от того, какими мы их воспитаем, во многом будет зависеть облик не только нашей Церкви, хотя Церкви, может быть, в первую очередь, но и во многом всей нашей страны.
Тебе надлежит делать все возможное, чтобы донести до народа очевидную, веками проверенную и непреложную истину: именно Церковь является той мощной и необоримой духовной силой, которая способна действительно сплотить общество, удержать его от сползания к пропасти зла, от нравственной деградации и гибели. Именно эта особая миссия Церкви и была причиной нападок на Церковь под разными видами, под разными предлогами, иногда даже во имя каких-то высоких целей, но подлинная цель была всегда ослабить Церковь, разрушить ее, истребить ее духовный потенциал, который только и способен работать на подлинное, нравственное, духовное и даже материальное благополучие народа.
Еще раз хочу подчеркнуть: где бы мы ни служили, на каком бы месте ни трудились, мы как соработники Христовы несем историческую и, скажу более, эсхатологическую ответственность за наше Отечество и за наш народ. Потому что мы знаем, что такое конец мира. Конец мира — это тотальное господство зла. Не может прийти антихрист там, где вера, благочестие, чистота; бес приходит только туда, где нет ничего доброго и святого, где истреблена вера Христова. Вот очень многие люди не связывают конец человеческой цивилизации с тотальным господством зла, да и вообще не задумываются о том, будет этот конец, не будет, когда он будет и почему. А вот мы знаем, что он точно будет, и будет только тогда, когда сила зла полностью поработит силу добра и истребит эту силу. А поскольку Церковь свидетельствует о спасительном значении добра, то она и является для диавола и антихриста главной мишенью. И потому все гонения, все скорби, которые Церковь претерпевала на протяжении двухтысячелетней истории, и были этой поступательной борьбой тотального и глобального зла с Церковью. Но, по милости Божией, мы есть и свидетельствуем об этом с благодарностью Господу, связывая бытие Церкви с незреченным Его промыслом и благой волей, в том числе и об Отечестве нашем. Еще раз хочу подчеркнуть: где бы мы ни служили, на каком бы месте ни трудились, мы как соработники Христовы несем историческую и, еще раз подчеркну, эсхатологическую ответственность за Отечество и народ.
Ответ людей Церкви на все вызовы и противоречия мира сего заключается в твердом стоянии в вере и в совершении добрых дел, в стремлении сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), по слову апостола Павла. При этом сердцевиной жизни каждого православного христианина должна быть Божественная литургия, участие в таинствах и в общей церковной молитве. Посему учи и наставляй вверенную тебе паству в любви ко Господу и ближним, в верности Святой Церкви, в необходимости участвовать в общецерковной молитве и причащаться Святых Христовых Таин.
Перед тобой широкое поле деятельности. Полагаясь на всесильную помощь Божию, опираясь на свой пастырский и жизненный опыт, внимай советам Патриарха и старших архиереев, среди которых и твой брат архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, трудись со тщанием и усердием, дабы оправдать оказанное тебе доверие.
Призываю тебя также памятовать и о миссионерском служении, еще раз хочу подчеркнуть его важность. Ведь именно на епископе лежит особая ответственность за надлежащее исполнение завета Христа Спасителя, некогда обращенного к Его ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
Миссия Церкви со времени ее основания и доныне была и остается неизменной: она заключается в вечном спасении людей. Сегодня, когда, казалось бы, у наших современников, в отличие от предшественников, гораздо больше возможностей для получения необходимых знаний о вере, об историческом, духовном и культурном наследии Православия, немногие спешат откликнуться на призыв Церкви. А почему так? Да потому что принятие веры неизбежно требует изменения образа жизни, если угодно, подвига, усилий, для того чтобы двигаться, как я часто говорю, вперед и вверх. А современный человек, воспитанный на стремлении к комфорту и потреблению, не всегда бывает готов к столь существенным переменам в своей жизни. Поэтому наша задача — убедить людей в необходимости усилий для обретения полноты жизни — жизни во Христе, то есть того, в чем и заключается подлинное счастье. Вот очень важно в проповеди связывать веру, благочестие с подлинным человеческим счастьем— не быстро преходящим, не сиюминутным, не призрачным, а тем счастьем, которое преображает душу человека, его жизнь земную и открывает врата Божественного Царства. Вот потому сегодня, когда многие испытывают нужду во внимании и заботе, а нередко унывают и теряют смысл жизни, наше свидетельство, а в первую очередь совершение нами добрых дел, да и вообще доброжелательность, отзывчивость, способность сопереживать и поддерживать, умение вникнуть в суть проблем и дать правильный совет могут реально помочь людям, а через это осознать и почувствовать пользу, приносимую Церковью.
Надеюсь, что, идя по пути архипастырского служения и памятуя о наставлениях Патриарха, ты с неослабным усердием будешь трудиться над тем, чтобы благодать Господня в тебе не была тщетна (1 Кор. 15:10), по слову апостола Павла, а служение неизменно оставалось душеспасительным и плодотворным. Если нет плода, то и спасительного служения быть не может.
Теперь же прими сей жезл и преподай благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся о ниспослании тебе даров Святого Духа, Утешителя, Емуже вкупе со Отцем и Сыном подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси