24 октября 2024 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о порядке рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство (журнал № 123).
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла комиссия Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни провела исследование вопроса о возможности совершения отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство под воздействием суицидальных групп («групп смерти») или под иным деструктивным влиянием. Комиссией проведены консультации и семинары при участии опытных пастырей, педагогов и психиатров.
Комиссия со скорбью констатировала, что неустойчивость подростковой и детской психики, особенно подпавшей под воздействие злоумышленников, пользующихся манипуляциями или шантажом, в частности, в суицидальных группах («играх смерти»), может привести детей или подростков к совершению суицидальных действий. Подобное состояние может рассматриваться как состояние «вне ума» по выражению 14-го правила Патриарха Тимофея Александрийского, предусматривающего возможность церковного поминовения людей, наложивших на себя руки в таком состоянии.
Комиссия подготовила предложения, касающиеся порядка рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство. Эти предложения были разосланы 8 августа с.г. в епархии Русской Православной Церкви для получения мнений епархиальных Преосвященных с уточнением, что отсутствие ответа будет рассматриваться как согласие с предложенным проектом. В предусмотренный для направления ответов период, помимо положительных отзывов, отрицательные отзывы поступили только от трех Преосвященных. Кроме того, поступило несколько предложений по внесению поправок в проект, в основном относящиеся к возрастным категориям.
Члены Синода постановили:
1. С глубокой скорбью отметить актуальность проблемы участившихся случаев намеренного доведения подростков и детей до самоубийства, в том числе посредством шантажа, манипуляций или использование иных деструктивных методов, подавляющих критическое мышление и естественную осторожность жертвы.
2. Напомнить, что сознательное самоубийство, к примеру «от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия» (Тим. Ал. 14) есть тяжкий грех, препятствующий совершению церковной заупокойной молитвы о наложившем на себя руки. Тем более тяжким грехом является намеренное доведение до самоубийства.
3. При этом, имея в виду правило Патриарха Тимофея Александрийского 14-е и основанное на этом правиле определение Священного Синода от 27 июля 2011 года (журнал № 87) относительно возможности отпевания лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, а также принимая во внимание неустойчивость подростковой и детской психики и ее подверженность манипулятивным влияниям извне, — определить следующий порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство:
а) вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем;
б) при рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии;
в) при заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания, священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́»;
г) в любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.
Патриархия.ru