В Египте, в IV и V веках, расцвело и развилось мощное монашеское движение. Подобно Антонию, вокруг Амония Нитриотского или Макария Египетского, на западе от дельты Нила, в пустынях Нитрии, Келий и Скита устраивались поселения анахоретов.
Время от времени начинающий монах получал от своего духовника или другого старца, к которому он приходил за советом, вдохновленное слово, над которым он размышлял и в соответствии с которым он направлял свое поведение: это апофтегма.
Краткие изречения, короткие рассказы с разнообразным, часто пародоксальным, поучением — апофтегмы великих египетских аскетов аккуратно коллекционируются, а, начиная с V века, собираются в сборники. В той или иной форме, апофтегмы отцов оставили глубокий отпечаток в монастырской жизни Востока и даже Запада.
В 498-м томе SC, вышедшем в октябре, изданы и переведены 17-19 главы так называемого «систематического» сборника, который распределяет апофтегмы по темам.
Критический текст, перевод и примечания подготовлены † Jean-Claude Guy (S. J.).
Патриархия.ru