Казанская Духовная семинария издала книгу «Святой мученик Иоанн Казанский», где содержатся нигде ранее не издававшийся акафист и житие мученика Иоанна.
По сообщению пресс-службы Казанской семинарии, книга является уникальной, так как предлагаемый читателю акафист ранее нигде не издавался и не был известен верующим. В ближайшее время брошюра поступит в церковные киоски храмов епархии.
В житии Иоанна Казанского, канонизированного в XVI веке, говорится, что Казанское ханство, возникшее к середине XV века на развалинах Булгарского царства, за всё время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним Московским царством. Казанские татары вместе с черемисами и чувашами часто делали набеги на сопредельные селения и города Русского государства.
В 1505-м году, в один из таких набегов, из Новгорода вместе с другими пленниками был уведён в Казань один богобоязненный и благочестивый юноша по имени Иоанн. Сохранилось описание внешности Иоанна: «...Млад, рус, брада невелика...». После прибытия в Казань, все пленники были разделены между теми, кто участвовал в набеге. Иоанн достался одному ханскому родственнику, по имени Алей-Шпур.
Несмотря на юность лет, Иоанн был хорошо наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он приучен был к строгому исполнению требований христианской веры: соблюдал посты, не любил праздности и всё время проводил в трудах и молитвах. За такое трудолюбие Алей-Шпур сделал Иоанна своим личным слугою.
Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и терпеливо переносил неволю, несмотря на все насмешки, которыми осыпали его мусульмане. Уповая на милость Божию, он проводил ночи в молитве.
Ценя Иоанна как прекрасного слугу, Алей-Шпур пожелал обратить его в мусульманство. Но кроткий, во всём послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. Ни ласки, ни угрозы не могли поколебать Иоанна. Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин, и ничто не заставит его переменить свои убеждения.
Мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от Христа, не достигли цели. Видя бесцельность многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, разгневанный Алей-Шпур в 1529-ом году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна.
Юноше связали руки ремнём и вывели за город на близлежащую гору. Там ему должны были отрубить голову. Истязая страдальца, мучители нанесли ему мечом много ран, насквозь прокололи живот. Желая отсечь ему голову, удар нанесли неудачно, и рассекли шею, от чего страдалец, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мёртвым, возвратились в город.
В этот день был сильный мороз. Много часов Иоанн пролежал без чувств и только поздним вечером очнулся. Желая прославить Своего мученика, Господь дал ему достаточно сил, чтобы подняться, при чём руки его развязались сами собой, и он, осенив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского.
Придя к боярам уже глубокой ночью, Иоанн рассказал им о том, какие мучения он претерпел. Нанесённые ему раны были смертельны. Предчувствуя близкую кончину, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Тайн. Причастившись, Иоанн провёл остальную часть ночи без сна в молитве и утром при восходе солнца предал свою душу в руки Божии. Благоухание наполнило дом, где находилось тело святого мученика Иоанна.
Так Господь прославил смиренного Своего исповедника, и все христиане прославили Бога, дивного во святых Своих. Честное тело святого мученика Иоанна было погребено тайно в лесу, около Казани, на русском кладбище, вероятно, на том месте, где находится сейчас Зилантов монастырь.
В 1592 году святитель Ермоген, митрополит Казанский и Астраханский (впоследствии - Патриарх Московский и всея Руси), ходатайствовал о канонизации мученика Иоанна перед Патриархом Иовом. Благословение на это было получено.
АНН/Патриархия.ru