Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Зарайский Меркурий: На протяжении веков Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни, но и центром духовного просвещения

Епископ Зарайский Меркурий: На протяжении веков Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни, но и центром духовного просвещения
Версия для печати
20 января 2010 г. 16:30

Священный Синод Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года принял решение о возобновлении монашеской жизни в столичном Высоко-Петровском монастыре (журнал № 101). О том, какие задачи предполагается решить в процессе восстановления обители, рассказывает в интервью журналу «Русский инок» епископ Зарайский Меркурий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Высоко-Петровского монастыря, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

— Ваше Преосвященство! Постановление Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре города Москвы принято по Вашему прошению. Что побудило Вас поставить вопрос о возрождении этой обители?

— Необходимость восстановления исторической правды. Высоко-Петровский монастырь основан в начале XIV века святителем Петром, митрополитом Московским. Это первая обитель в Москве, где был введен общежительный устав, и последняя, сумевшая сохранить монастырский богослужебный устав в годы гонений на Церковь, когда другие обители были или разрушены, или по самой сути своей превратились в подворья. На протяжении всей своей многовековой истории Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни и служения Отечеству, но и центром духовного просвещения. Архитектурный ансамбль монастыря в эпоху лихолетья, хоть и пострадал, но в целом сохранился. Желание возродить здесь монашескую жизнь является совершенно естественным. Необходимо также восстановить в обители, расположенной в самом центре столицы, исторически сложившееся почитание святителя Петра, без которого Москва, наверное, не стала бы столичным городом.

— Высоко-Петровский монастырь — один из немногих сохранившихся в Москве, где до последнего времени не была возобновлена монашеская жизнь.

— Да, один из очень немногих.

— Какую роль может сыграть возрождающийся монастырь в духовной жизни города?

— Очень серьезную. Мы хотим, чтобы он стал центром молитвенного почитания митрополита Петра. По благословению Святейшего Патриарха в Высоко-Петровскую обитель будет передана частица мощей святителя. Монастырь должен стать украшением Первопрестольного града, ведь он находится в самом центре столицы, в пяти минутах от Кремля. Конечно, мы воссоздаем Высоко-Петровскую обитель совсем не для того, чтобы люди просто пришли и посмотрели на это замечательное творение архитектуры. Мы хотим, чтобы в обители, уйдя с шумной Петровки, они могли окунуться в совершенно другую жизнь, отогреться сердцем и душой, получить утешение и обрести духовную силу.

— Какие изменения — внутренние и внешние — произойдут в монастыре по мере возобновления полноценной монашеской жизни?

— Изменения связаны друг с другом. Будет меняться внутреннее, изменится и внешнее. Начнем изменять внешнее, это повлечет за собой и внутренние изменения. Как говорил один мудрый человек, форма содержание бережет. Сейчас мы начинаем заниматься подготовкой к реставрационным работам. Это серьезное, кропотливое дело, которое собирает людей неравнодушных. У нас огромное количество соработников, любящих монастырь, могу их перечислять часами, низкий им поклон и благодарность. Надеемся, что со временем притягательность нашей обители будет возрастать.

— Какими Вы видите основные направления просветительской деятельности монастыря?

— Главная просветительская деятельность монастыря — это молитва, духовный труд его насельников. Человек, который сам ничего не наработал, не понес духовного подвига, не имел божественного утешения, никогда не сможет сказать что-либо действительно душевнополезное другому человеку. Если монах или священник дает какие-либо наставления, это должно идти от его собственного опыта. Пусть от маленького, но от опыта его жизни. Монашеская жизнь — это постоянный труд.

На территории Высоко-Петровского монастыря сегодня работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Такое соседство, конечно, является не случайным. В прошлом здесь располагались Общество любителей духовного просвещения, созданное по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и епархиальная библиотека. Высоко-Петровский монастырь во все времена находился в эпицентре духовной жизни. Надеюсь, что насельники возрождающейся обители будут активными помощниками в работе Отдела религиозного образования и катехизации.

— Из кого, на Ваш взгляд, могла бы состоять братия монастыря?

— Братия уже формируется. На сегодняшний день, кроме настоятеля ─ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – и меня, его наместника, это три игумена, иеродиакон и три послушника. Для первых месяцев существования монастыря это неплохо.

— Какие реставрационные работы предстоит выполнить в монастыре?

— Самая большая и ответственная работа связана с расчисткой территории. Когда строилась станция метро «Чеховская», весь грунт, который доставали из забоя, вывозился в Высоко-Петровский монастырь. Обитель была покрыта слоем земли, доходившим местами до четырех-пяти метров. Просто-напросто здесь устроили свалку. Монастырь засыпали кучами земли. Это негативно сказалось на состоянии грунта и грунтовых вод, на гидроизоляции и на многом другом. Когда в монастыре шли первичные реставрационные работы, часть грунта вывезли, но остался слой высотой около полутора-двух метров. В нем проложены коммуникационные сети. Предстоит сложная работа, но не сделать ее нельзя, потому что в противном случае монастырь не сможет вернуть свой прежний архитектурный облик.

Следующий этап — подготовка к реставрации храмов обители. Эту задачу необходимо решить на современном уровне. Нужно собрать большую группу специалистов и разработать проекты росписи храмов. Строились они в разные эпохи, и каждому из них были свойственны те или иные живописные формы. Так что стиль росписи должен соответствовать определенному времени.

Предстоит возрождение колокольни и колокольного звона в Высоко-Петровском монастыре. Сразу же после беседы с Вами я поеду на молебен по случаю подготовки к отливке главного монастырского колокола. Он будет называться «Святитель Петр» и весить 516 пудов. Предполагается дополнить его рядом других колоколов. Надеемся, что уже с праздника Рождества Христова начнем совершать чин о Панагии, как полагается в святой обители.

К сожалению, монастырю до сих пор не передана часть Нарышкинских палат. Там размещается Литературный музей. Но я надеюсь, что этот вопрос будет урегулирован с Министерством культуры в ближайшее время. Часть территории монастыря занимает площадка детского сада. Конечно, не дети и не воспитатели в этом виноваты. Однако решение вопроса искать надо. Исторические границы монастыря должны быть восстановлены, но, разумеется, так, чтобы при этом не пострадали интересы детей.

— Какова, на Ваш взгляд, роль монастырей в сохранении и укреплении церковных традиций?

— Если в монастыре поддерживаются традиции духовничества, старчества, послушания, молитвы, составляющие суть монашеской жизни, то это монастырь. Если монастырь превратился в колхоз или объект социального служения, то это, конечно, не монастырь. К сожалению, некоторые монастыри ставят социальное служение в основу своей деятельности. Я считаю, что это бесперспективно, ведь в таком случае обитель перестает выполнять свое главное назначение и становится объектом социального служения. Это нужно, но это уже не монастырь.

— Как идет подготовка к эксперименту с преподаванием основ православной культуры?

─ Достаточно успешно. В конце ноября состоялось большое совещание, на которое мы пригласили правящих архиереев епархий, на территории которых будет проводиться эксперимент, руководителей органов образования, представителей епархиальных Отделов религиозного образования, научно-педагогического сообщества. Совещание не было декларативным. Оно прошло в рабочем ритме. Были рассмотрены практически все вопросы, которые возникают при подготовке к проведению эксперимента в регионах. Нам удалось отладить механизм рабочего взаимодействия. В открытом диалоге мы обсуждаем ключевые вопросы и приходим к общему знаменателю. Самое главное — правильно начать.

Чего мы хотим от этого эксперимента? Конечно, за 34 урока мы не воспитаем ребенка. Но коснуться его души, заинтересовать, дать знания, приблизить его к миру православной культуры за это время возможно. В будущем нужно выстраивать психолого-педагогическую концепцию духовно-нравственного воспитания в школе с первого по одиннадцатый класс, а в целом начинать эту работу необходимо уже в детском садике.

Хочу подчеркнуть: основы православной культуры — это не Закон Божий, это культурологический предмет, который позволяет человеку задуматься о своем месте в государстве, в обществе, о своей традиции, о принадлежности к тому или иному народу, научиться любить свое и уважать то, что рядом. Очень важно, чтобы педагоги с любовью относились к этому предмету, осознавали его значение.

— Дай Бог, чтобы эксперимент оправдал возлагаемые на него надежды. Благодарю Вас, владыка, за согласие дать интервью нашему журналу.

Материалы по теме

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года) [Статья]

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм преподобного Силуана Афонского на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов

Митрополит Донецкий Владимир встретился с первым заместителем руководителя Администрации Президента России С.В. Кириенко

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске [Статья]

Освящение кафедрального соборного храма Воскресения Христова г. Суздаля

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю