О своих впечатлениях от поездки во Францию, а также о перспективах диалога Русской Православной Церкви с Евангелической Церковью в Германии и о том, почему ему не удалось совершить Литургию в кафедральном соборе во имя святого Александра Невского на улице Дарю в Париже, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион рассказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия».
— Ваше Высокопреосвященство, Вы только что вернулись из Парижа, где находились в составе официальной российской делегации во главе с президентом Дмитрием Медведевым. Каковы Ваши впечатления об этой поездке?
— Самое сильное впечатление оставило у меня посещение президентом и его супругой собора Парижской Богоматери и поклонение главной святыне собора — Терновому венцу Спасителя. Это было незабываемое и трогательное событие. Последним главой российского государства, посещавшим Нотр-Дам, был император Николай II. Дмитрий Анатольевич вошел в собор под звуки той же музыки, которую органист исполнял во время визита последнего российского императора в 1896 году. Президент вместе с супругой присутствовал на кратком православном молебне, совершенном мною совместно с группой студентов Парижской православной духовной семинарии, а потом мы все приложились к Терновому венцу, частице древа Креста Господня и одному из гвоздей, которыми Спаситель был прибит к Кресту.
Среди других мероприятий визита, в которых я участвовал, хотел бы отметить встречу с мэром Парижа и выступление президента в мэрии, ужин с президентом Франции Николя Саркози в Елисейском дворце и посещение двумя президентами Лувра, где открылась уникальная экспозиция под названием «Святая Русь». На этой экспозиции представлены шедевры русской иконописи и прикладного искусства из Третьяковской галереи и других российских музеев. Открытие выставки вызвало широкий резонанс и дало старт Году русской культуры во Франции, в рамках которого запланировано более четырехсот мероприятий.
— Упоминался ли на встречах с официальными лицами Франции проект строительства русского храма на участке на набережной Бранли? Когда начнется строительство?
— Этот проект упоминался, в частности, в беседе Дмитрия Анатольевича с мэром Парижа. Можно предположить, что строительство собора начнется в 2012 году. До этого времени французская метеорологическая служба «Метео-Франс», в настоящий момент занимающая участок, должна освободить его. К этому же времени, вероятно, будут завершены проектные работы.
— Встречались ли Вы в Париже с кем-либо из православных иерархов других юрисдикций?
— Нет. Митрополита Галльского Эммануила, с которым у меня достаточно тесный контакт, в частности, в связи с подготовкой визита Патриарха Варфоломея в Москву, в Париже в эти дни не было. Предполагалось мое служение в кафедральном соборе во имя святого Александра Невского на рю Дарю: я дал согласие совершить там Божественную литургию в ответ на приглашение архиепископа Команского Гавриила. Однако за неделю до назначенного срока я получил от архиепископа Гавриила письмо, в котором он сообщал, что мое посещение собора необходимо отложить до лучших времен. В качестве причины он указал на решение французского суда о передаче собора в Ницце в собственность Российской Федерации. Данное решение вызвало недовольство некоторых членов епархиального совета возглавляемой им архиепископии, которые и указали ему на невозможность моего посещения собора в настоящий момент.
— Но ведь судебный процесс вела не Русская Церковь, а российское государство?
— Да, и принятое судебное решение не касается межцерковных отношений: это чисто имущественный спор. Собор был построен на средства Российского императорского дома, и именно Российская Федерация как признанная правопреемница Российской империи должна владеть собором и прилегающим к нему участком, что и подтвердил французский суд. Данное решение никоим образом не ущемляет права верующих того прихода, который в настоящий момент совершает богослужения в этом соборе. Российская Федерация официально предложила этому приходу, находящемуся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, и дальше продолжать пользоваться собором. Приходской совет, однако, отверг это предложение, настаивая на том, что, помимо права пользования, приходу должно принадлежать еще и право собственности на собор.
— Владыка, как Вы оцениваете перспективу взаимоотношений с Евангелической Церковью в Германии после отставки Маргот Кессман с поста президента ее Совета? Возобновится ли богословский диалог?
— В мае я намеревался посещать Германию. Я предложил епископу Мартину Шиндехютте, отвечающему за межхристианские связи в ЕЦГ, использовать этот визит для того, чтобы встретиться и обсудить перспективы дальнейшего взаимодействия. В ответ я получил письмо, в котором говорилось, что такая встреча возможна при следующем условии: я должен дать письменные гарантии, что моя встреча с Шиндехютте послужит подготовкой встречи между госпожой Кессман и Патриархом Московским и всея Руси. Разумеется, никаких гарантий я давать не собирался, так как считаю невозможной подобную встречу. Я уже начал готовить ответ, когда пришла весть об инциденте, произошедшем с госпожой Кессман, а затем о ее отставке. Думаю, теперь требование гарантий потеряло свою актуальность.
Что касается возобновления диалога, то, я думаю, обсуждать этот вопрос можно будет после избрания нового президента Совета ЕЦГ, которое состоится в ноябре. Хотел бы отметить, что избрание госпожи Кессман было в каком-то смысле лишь верхушкой айсберга. Как указал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском совещании, у нас вызывает принципиальное несогласие та либерализация в области богословия, церковного устройства и нравственности, которая наблюдается во многих протестантских общинах, в том числе в ЕЦГ. Мы должны прямо поставить вопрос: какой смысл вести диалог, если он не приближает нас друг к другу? Безусловно, у нас много возможностей для взаимодействия, и мы должны сохранить тот огромный позитивный потенциал, который был накоплен за 50 лет диалога. Но можем ли мы продолжать сотрудничество в формате межцерковного диалога, или надо искать какие-то другие формы взаимодействия? Думаю, на этот вопрос мы сможем ответить, когда будет избран новый президент Совета и когда станет ясно, насколько всерьез руководство ЕЦГ воспринимает нашу озабоченность сложившейся ситуацией.
— Владыка, Ваш рабочий график насыщен до предела. Какие поездки предстоит Вам совершить в ближайшее время?
— 5-7 марта я должен посетить Санкт-Петербург для участия в заседании Священного Синода. 10-11 марта планирую посетить Вильнюс по приглашению председателя сейма. На 12-13 марта запланирован визит в Липецкую и Елецкую епархию по приглашению правящего архиерея этой епархии владыки Никона для выступления перед студентами и преподавателями вузов. 16-18 марта буду сопровождать Святейшего Патриарха Кирилла в его поездке в Армению. В период с 19 по 24 марта планирую посетить несколько епархий на Украине и в Молдавии. 26-27 марта предполагаю быть в Стамбуле и иметь встречу с Патриархом Варфоломеем. 30 марта я должен быть в Днепропетровске. Это все до Пасхи. А после Пасхи — участие в визите Святейшего в Александрийский Патриархат, затем поездки в Ирландию, Германию, Италию и другие страны.