28 января 2010 года в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Преподавание православной культуры в новых условиях».
Участники мероприятия, представляющие государственные, светские и церковные структуры обсудили вопросы преподавания православной культуры в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования и реализации начавшегося федерального эксперимента по введению преподавания основ религиозных культур и этики в 2009-2012 гг.
Работу круглого стола возглавили архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук Т.В. Склярова.
В своем выступлении владыка Феофан рассказал о реализации первого этапа эксперимента в регионах, составляющих его епархию. Как отметил владыка, благодаря активной работе епархии в диалоге с органами власти первоначальные результаты выбора школами предметов духовно-нравственного содержания в Ставропольском крае, полученные с нарушением прав семей на свободный выбор предмета, значительно изменились. По предложению правящего архиерея в школах Ставропольского края провели родительские собрания, на которых были обсуждены условия проводимого в крае эксперимента. В итоге число семей, выбравших для изучения курс православной культуры, увеличилось до 70% — более чем втрое в сравнении с первоначальными данными.
Cообщения по теме сделали архиепископ Берлинский и Германский и Великобританский Марк, председатель экспертной комиссии конкурса «За нравственный подвиг учителя», член президиума РАО академик В.А. Попков, зав. лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО И.В. Метлик, зав. кафедрой религиоведения и теологии Курского госуниверситета В.М. Меньшиков, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического госуниверситета Т.И. Петракова.
Выступавшие представители регионов и епархий — участников эксперимента, подтвердили, что во многих местах процедура выбора учебного предмета родителями не соблюдалась, решения принимали администрации школ или руководители органов управления образованием. Собравшиеся говорили о наличии в других регионах, не участвующих в эксперименте, значительного опыта, разработанных программ подготовки учителей православной культуры (в Белгородской, Смоленской, Курской и др. областях), отмечая при этом, что пока этот опыт не востребован в ходе эксперимента. Единодушно отмечалась необходимость выстраивания активной работы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви по сохранению и расширению преподавания учебного предмета «Православная культура» на основе преемственности с достигнутыми ранее результатами и единства основных позиций по этой теме в православном сообществе. Выражалась обеспокоенность в связи с утверждением Стандарта начального общего образования без широкого обсуждения с общественностью, а также возможностью принятия нового Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений без включения в него предметной области по религиозным культурам и этике по всем годам обучения.
Участники круглого стола приняли резолюцию, в итоговой части которой обратились с просьбой к Святейшему Патриарху Кириллу взять под контроль проведение эксперимента для обеспечения на всех его этапах реального участия Русской Православной Церкви согласно положениям церковной Концепции преподавания учебного предмета «Православная культура», одобренной в 2007 году на конференции в г. Калуге с участием руководства Минобрнауки России.
Среди предложений к Министерству образования и науки:
- в реализации федерального эксперимента вернуться к смыслу и содержанию Поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632), и в соответствии с данным Поручением обеспечить полностью раздельное преподавание шести учебных предметов и подготовку учителей отдельно по каждому учебному предмету;
- принять предложения Русской Православной Церкви по доработке нового Базисного учебного плана образовательных учреждений, предусматривающие возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» по всем годам обучения в любом общеобразовательном учреждении, включая работающие по пятидневной учебной неделе, по решению его органа самоуправления на основе принципов добровольности и свободы выбора;
- создать при Министерстве образования и науки РФ Научно-методический совет по духовно-нравственному образованию в системе общего образования с участием представителей традиционных конфессий, включающий 6 предметных секций, в том числе секцию по преподаванию основ православной культуры;
- ввести в состав группы разработчиков учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» специалистов в области преподавания религиозной культуры в системе образования и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В работе круглого стола приняли участие более 150 человек, представляющие научное, педагогическое сообщество, учителя, специалисты органов управления образованием, епархиальных отделов религиозного образования и катехизации.
Главным итогом мероприятия стало единодушное решение участников настойчиво работать в будущем году, добиваясь удовлетворения права российских граждан, семей на приобщение своих детей к православной христианской культуре, духовно-нравственной традиции в российской государственно-общественной школе.
Патриархия.ru