Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла для ежегодника «Предстоятель»

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла для ежегодника «Предстоятель»
Версия для печати
10 февраля 2010 г. 15:00

В московском издательстве «Индрик» вышел в свет пятый выпуск ежегодника «Предстоятель Русской Православной Церкви», посвященный главным событиям первого года Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В выпуске опубликовано интервью Его Святейшества, данное им специально для ежегодника.

— Ваше Святейшество, в Вашей речи на интронизации был озвучен целый ряд задач, стоящих сегодня перед Церковью. Как Вы оцениваете, что за прошедший год удалось сделать, каких результатов добиться?

— Отвечая на этот вопрос, хотел бы заметить, что для тысячелетней истории Церкви год — это все-таки очень небольшой срок. Истина, которую возвещает Церковь, неизменна — она остается той же и во времена апостолов, и во времена Крещения Руси, и сегодня. Но мы можем и должны подумать о том, как донести эту истину до каждого поколения, как лучше всего послужить ей в тех условиях, в которых мы находимся сейчас.

Церковь — это живой богочеловеческий организм, и процессы, которые в ней происходят, не терпят поспешности, а требуют обдуманного и бережного подхода. Более того, если бы в Церкви за год вдруг произошли какие-то неожиданные, революционные изменения — это было бы признаком неблагополучия.

Однако все это не значит, что Церковь стоит на месте. Мы работаем, и работаем много, создавая необходимую почву для нашего стратегического качественного роста. Думаю, сегодня ни у кого не вызывает сомнений необходимость произошедшей реорганизации церковного управления — от создания новых синодальных структур до корректировки работ старых. Даже если судить только по публичной деятельности руководства этих синодальных отделов, то становится понятно, что ими ведется большая работа. Более того, реорганизация церковного управления пока не завершена, и я не исключаю, что в будущем году Синод примет решение о создании новых отделов.

Немаловажным кажется мне начавшийся в прошлом году выход на новый уровень работы с книгоиздательской отраслью. Приняты также определенные меры по развитию системы духовного образования. Так, успешно завершилась дискуссия о том, каким должно быть духовное образование в нашей Церкви, и мы приступаем к конкретным действиям по реализации наших планов. Создана и заработала Общецерковная аспирантура, которой предстоит стать ключевой частью системы подготовки преподавательских и научных кадров, повысить ценность звания доктора богословия. Завершены работы по подготовке первого заседания Межсоборного присутствия, которому предстоит стать важным инструментом развития Церкви — многое в церковном будущем зависит как раз от него.

Весьма значимым положительным итогом ушедшего года стало решение о проведении эксперимента по введению в средних школах предмета «Основы православной культуры», наряду с аналогичными дисциплинами других традиционных религий России и светской этикой. Очень важно, чтобы этот эксперимент закончился успешно. А для этого нужно, чтобы в первую очередь в тех регионах, где данный эксперимент проводится, к нему не отнеслись формально. Мы убеждены в необходимости такой дисциплины. Теперь важно показать, что наша убежденность может реализоваться в качественном, интересном и полезном для детей преподавании. На сегодняшний день уже накоплен немалый опыт; написан очень неплохой учебник, так что теперь главное — не расслабляться и закончить начатое.

Не менее важным было и решение о работе священнослужителей в Вооруженных силах России. В последние месяцы уходящего года началась практическая реализация этой важной задачи.

— Одним из наиболее обсуждаемых журналистами новшеств стали большие публичные встречи с молодежью. Какова была их основная цель? Считаете ли Вы этот опыт удачным? Будет ли он развиваться дальше, и если да, то в какой форме?

— Прежде всего хочу напомнить: выбор места для подобных встреч очень прост — именно на стадионах сегодня можно собрать наибольшее количество людей. Мы должны нести Слово Божие туда, где его ждут десятки тысяч людей. И если такое количество слушателей можно собрать на стадионе в рамках встречи, подобной тем, что проходили в минувшем году, то нужно идти на стадионы.

Полагаю, что этот опыт был удачным, хотя, конечно, как и любое начинание, он нуждается в доработке и развитии. Лично для меня в таких встречах очень важно непосредственно услышать голоса молодых, посмотреть им в глаза, попытаться почувствовать, чем они живут и одновременно донести до них наши заботы и тревоги. Судя по откликам, пришедшим на эти встречи также важно было встретиться с Патриархом. Именно важно, а не просто любопытно или интересно. И здесь сразу следует сказать о необходимости закрепления и продолжения того диалога, который начался с молодыми. Мне говорили, что после Патриарших встреч отмечалось большее количество молодежи в храмах тех городов, где эти встречи проходили. Важно, кто встретит ребят в храме, когда они туда придут. Это, по сути, самое главное, что меня беспокоит — какое продолжение последует. Если не будет кропотливой, ежедневной работы миссионеров, катехизаторов и пастырей на приходах, то результат таких встреч будет невелик.

В целом же еще раз повторю: наша работа с молодежью не должна строиться по принципу мероприятий. Слеты, съезды, фестивали — все это важно. Но необходимо, чтобы в каждом, подчеркиваю, в каждом приходе были люди, которые занимаются молодыми ежедневно и самоотверженно. Если же баланс между большими разовыми акциями и ежедневным трудом, малозаметной, но важной работой с конкретными людьми нарушится, — мы потерям нашу молодежь, как потерял сеятель зерна, упавшие на каменистую почву.

— В 2009 году Вы много путешествовали по епархиям. Хотелось бы услышать Вашу оценку церковной жизни в регионах.

— Я рад, что сегодня церковное возрождение идет на всей канонической территории Русской Православной Церкви, а не ограничивается столицами. Более того, на постсоветском пространстве нередко именно православные общины становятся двигателями социального развития, что особенно заметно в глубинке. Но точно так же, к сожалению, заметно и то, что наша Церковь возрождается неравномерно и удачные начинания, с которых хочется брать пример, подобны островам, образующим архипелаг в общем море приходской жизни.

Если где-то есть крупный, сильный приход — значит, там есть приток новых людей, социальная и просветительская работа. Можно смело сказать, что расположенный рядом детский дом или больница не обойдены вниманием — им помогают, туда ходят добровольцы. Но, к сожалению, есть у нас и такие приходы, которые не могут организовать собственную внутреннюю жизнь, не то что выйти в мир. И на их примере мы видим вялотекущую духовную жизнь, а иногда и сокращение числа прихожан…

Чтобы преодолеть эту проблему, сегодня нужно в первую очередь уделить внимание именно приходам как важнейшей единице церковной жизни. В наших общинах необходимо как поощрять начинания, идущие снизу от прихожан, так и лицам ответственным, в первую очередь настоятелям, развивать соответствующие инициативы. Общими усилиями духовенства и мирян мы сможем оживить нашу церковную жизнь, дать пример строительства ответственного и духовно зрелого гражданского общества.

Бывает так, что люди, посещающие храм, тем не менее имеют самые смутные представления о содержании православной веры. Опасность в таком случае представляет их незащищенность перед лицом как злонамеренных носителей псевдорелигиозных взглядов, так и распространителей нелепых суеверий. Люди могут, а иногда и становятся жертвой антиправославной пропаганды. Необходимо, чтобы церковь была не только местом молитвы, местом совершения Таинств, но и местом наставления в слове Божием, в учении Церкви. Нужно, чтобы в храмах проходили регулярные беседы, чтобы люди могли высказать свои недоумения, задать свои вопросы. Вспомним святителя Амвросия Медиоланского, благодаря наставлениям которого обратился к вере блаженный Августин, или дошедшие до нас беседы святого Иоанна Златоуста, в которых он подробно изъясняет народу слово Божие и наставляет людей в праведной жизни. Подобного рода беседы уже обычны для многих приходов — но, к сожалению, не для всех.

— Позвольте задать отдельный вопрос о двух Ваших пастырских визитах, которые привлекли особое внимание журналистов и общества: на Украину и в Белоруссию. Сейчас, по прошествии определенного времени, как Вы оцениваете их итог и значение?

— От этих визитов в моей душе остались самые теплые воспоминания, в первую очередь потому, что они дали мне возможность еще раз увидеть, как наше общее наследие, наша православная традиция объединяют украинцев, белорусов и русских. Мы живем в разных государствах, суверенитет которых необходимо уважать, но в то же время у нас одна культура, единая вера, единая духовная Родина — Cвятая Русь, истоки которой восходят к днепровской крещальной купели.

Вы задавали вопрос о встречах с молодежью. Одна из них состоялась в Витебске, в Белоруссии. Кроме того, у меня были и многие другие возможности пообщаться с благочестивыми верующими наших братских славянских стран. Общаясь с паствой, везде ощущаешь себя в кругу близких людей, чувствуешь себя дома. Политика нередко разделяет народы, но вера и молитва остается общей. Мы понимаем друг друга с полуслова, у нас есть единый фундамент, позволяющий всем нам крепко стоять на ногах несмотря ни на какие веяния времени. Могу сказать, что те идеи, которые были высказаны мной в выступлении на III Ассамблее Русского мира и на очередном съезде соотечественников, во многом были сформированы этими поездками или получили свое подтверждение во время общения с украинцами и белорусами.

Да, существуют и проблемы. Особенно на Украине, которая страдает от церковного раскола. И проблемы вовсе не так просты, как кажется некоторым полемистам, не имевшим возможности увидеть ситуацию вблизи. Непонимание сути разделения, возникшего на Украине, непонимание самой природы Церкви, а, соответственно, ее истории и современности, попытка переносить политическую логику на церковную жизнь — все это лишь сильнее запутывает узел.

— Еще одной знаковой поездкой первого года Патриаршества было посещение Константинополя, нынешнего Стамбула. Что значат для Патриарха такие визиты? Дань традиции, нечто большее?

— Хранение единства Церкви – это одна из главных забот Предстоятеля. И при этом речь, конечно, идет не только о единстве Московского Патриархата. Мы никогда не должны забывать, что Православная Церковь едина, как един наш Господь. Административные границы Поместных Церквей, необходимые для обеспечения должного канонического порядка, не могут разделять на части целостное тело Церкви Христовой. Визит в пределы Константинопольской Церкви, которая исторически была для Русской Церкви Матерью, имел для меня особое значение — и символическое, и практическое. Совместное с Константинопольским Патриархом Варфоломеем служение Литургии как выражение нашего единства во Христе, совместное освящение восстановленного русского храма на территории российского консульства, посещение Святой Софии, где посланцы князя Владимира более тысячи лет назад были поражены неземной красотой Святого Православия, концерт русского монастырского хора в стенах древнего храма Агиа Ирини, где в IV веке заседали отцы II Вселенского собора, — все это было очень важным подтверждением нерасторжимости многовековых связей Русской Церкви с Византией и ее наследием, с Церковью Константинополя, от которой наши предки приняли благовестие спасения. Кроме того, на берегах Босфора состоялись очень важные переговоры, в том числе и о духовной жизни многих тысяч наших соотечественников, постоянно живущих в Турции, и туристов, ежегодно посещающих эту страну. Я вернулся в Москву с надеждой, что нам удалось открыть новую страницу в отношениях между двумя Патриархатами. Эти отношения мы хотим строить в атмосфере любви, доверия и сотрудничества.

О растущем взаимопонимании в мировой православной семье свидетельствуют и успешно проведенные в минувшем году заседания Всеправославного предсоборного совещания и Межправославной подготовительной комиссии в Швейцарии. Темы для обсуждения были трудные, по которым много лет не могли прийти к согласию: автокефалия, автономия, Православие в диаспоре. Сегодня мы намного ближе к единому пониманию этих вопросов. Процесс подготовки к Всеправославному Собору ожил после перерыва в 15 лет.

В минувшем году весьма успешно развивались и двусторонние отношения с целым рядом других Поместных Церквей. За это время Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор приезжал в Москву трижды, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона — дважды. В Баку я общался со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, и это была важная для нас встреча, как и вообще продолжающиеся интенсивные контакты Русской и Грузинской Церквей, которые остаются важнейшей связующей нитью между нашими единоверными народами — вопреки тяжелому периоду в отношениях между двумя государствами.

Мы разделяли и все переживания Церквей-Сестер и братских православных народов: вместе с Сербской Церковью скорбели о кончине Святейшего Патриарха Павла, настоящего праведника нашего времени; вместе с Болгарской Церковью предпринимали усилия в совместном противостоянии требованиям раскольников, которые теперь пытаются добиться своих целей в Болгарии через Страсбургский суд.

Всякое проявление общеправославного единства и солидарности — это наша общая слава, общая радость. Всякая боль любой Поместной Церкви отзывается в нашем сердце как собственная. Я надеюсь, что наши возможности реально помогать другим Церквам год за годом будут увеличиваться — по мере возрождения нашей собственной церковной жизни во всей ее полноте.

— Какие основные задачи ждут Церковь в наступающем 2010 году?

— Для нас важно продолжить работу по тем направлениям, которые были заданы в 2009 году, а их немало. Нужно сохранить нынешний курс развития и стремление к разумному, взвешенному совершенствованию церковной жизни, проявляя внимание и уважение ко всей нашей пастве. Ну и, конечно, в следующем году нас ждут и некоторые краткосрочные задачи, связанные с деятельностью Церкви в окружающем ее обществе.

Так, ключевой темой останется для Церкви ведение диалога с государством. Если говорить о Российской Федерации, особенно хотелось бы подчеркнуть, что 2010 год станет годом запуска двух важных церковно-государственных проектов: введения в школах «Основ православной культуры» и создание института военного духовенства. Чтобы они не оказались малоэффективными, нам всем предстоит много и усердно потрудиться. Большие задачи стоят в области церковно-государственных отношений и в других странах, на территории которых осуществляет свое спасительное служение Московский Патриархат.

Но самое главное в миссии Церкви остается неизменным со времен апостолов — свидетельствовать о воскресшем Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе, о вечном и неизменном нравственном законе, который Бог вложил в сердце человека. Долгие годы принудительного безбожия сделали людей уязвимыми для релятивистской философии, которая провозглашает, что нет объективных, вечных критериев добра и зла, а есть только соперничающие мнения людей. Кто-то любит честной брак и детей, а кто-то — следование своим страстям и похотям плоти. Но в итоге — как мы видим это на многих примерах из современной жизни — декларируемый плюрализм оборачивается распадом семьи, сиротством при живых родителях, ростом преступности, утратой способности созидать справедливое и солидарное общество.

Святой апостол Павел говорит: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16). И мы не должны стыдиться прямо и открыто свидетельствовать истину — истину, в которой нуждаются наши ближние.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами