Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Воскресение Христа — личное дело каждого из нас…»

'Воскресение Христа — личное дело каждого из нас…'
Версия для печати
22 апреля 2006 г. 15:02

В дни Страстной Седмицы Святейший Патриарх Алексий дал интервью корреспондентам газеты «Труд», помещенное в субботнем номере издания и републикуемое Пресс-службой Московской Патриархии.

— Ваше Святейшество, какие самые первые воспоминания о пасхальных празднествах сохранились у вас из детства?

— Святая Пасха — это вообще первый праздник, который запечатлелся в памяти. И это же для меня — одно из самых ярких детских впечатлений. Главное чувство, которое связано с тем воспоминанием, — ни с чем не сравнимая радость. Особая радость. Пасхальная.

Было мне тогда четыре года. Мои родители, а с ними и я, являлись прихожанами Александро-Невского кафедрального собора в Таллине. Там все это и происходило.

Ясно оживает в памяти, как будто это было вчера, мой первый Пасхальный Крестный ход. Все окружающее — очень торжественно и празднично. Ночь освещена сиянием многих свечей и радостных лиц. И, несмотря на поздний час, мне совершенно не хочется спать...

Пасхальный Крестный ход, как известно, символизирует шествие жен-мироносиц ко Гробу Господню. Это мне еще тогда объясняли родители, как и многое другое из происходящего во время празднества. Они старались, чтобы я стал настоящим участником этого удивительного события и, насколько возможно для ребенка, ощутил его радость и глубину. Впервые в ту ночь мой тогда еще слабый детский голос присоединился к мощному соборному гласу Церкви, который славил Воскресшего Господа:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

— Сильно ли изменилось с тех пор ваше восприятие Праздника Праздников?

— Конечно, с годами человек не может оставаться неизменным, и это совершенно естественно. Можно сказать, что в определенном смысле претерпела изменения и природа моей духовной радости в пасхальные дни. Наверное, с опытом прожитых лет, в результате работы души и моя вера стала более глубокой и содержательной. Поэтому многое в восприятии праздника переживается острее и ярче. Но тот детский восторг от не сравнимого ни с чем торжества продолжает жить в сердце.

Я уверен, что такие же чувства и переживания разделяет огромное количество верующих. Из года в год, духовно сопутствуя женам-мироносицам, мы вместе с ними последовательно переживаем страх, изумление и благоговение при виде камня, чудесно отваленного неведомой силой от входа в Гроб Спасителя.

Мы празднуем неисчерпаемое по своему содержанию и значению событие. С возрастом осознание этого становится все более глубоким, объемным, прорастает новыми смыслами. Ведь Воскресение Христово — это и глубоко личное дело каждого христианина. Господь, принеся себя в добровольную жертву, избавил весь род человеческий от смерти, этого страшного следствия первородного греха Адама и Евы, открыл путь к спасению для каждого из нас.

Воскресение Христово не только величайшее чудо в истории мира. На нем, как на непоколебимом камне, стоит вся наша вера. Как сказал Апостол, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Но Он — воскрес, и о Воскресении Спасителя — наше великое пасхальное торжество.

— Какие-то еще из пасхальных служб, кроме той первой, вам запомнились чем-то особенным?

— Очень много воспоминаний связано с пасхальными празднествами. Каждый раз Светлое Воскресение Христово для меня становилось ярким незабываемым событием. И рассказывать об этом можно было бы долго. Многое из пережитого в такие дни определялось и самим временем.

Конечно же, хорошо помнятся пасхальные дни на моем первом в жизни приходе. Ярко оживают картины того времени. Мне 21 год, меня рукоположили во священника и назначили настоятелем в приход шахтерского города в Эстонии. Тут только начинала возрождаться церковная жизнь. Вместе с прихожанами ремонтировали храм, обустраивали приходскую жизнь. Часто приходилось сталкиваться и с людским горем, ведь немало было смертельных случаев в шахтах. Но первый приход незабываем и с тяготами, и с проблемами, и с радостями.

Вспоминается и 1962 год, когда советская власть в Таллине запретила пасхальные крестные ходы якобы из-за хулиганств во время ночной службы. И я, молодой епископ, в первый год подчинился — служил на Пасху утром. Отслужил и понял: не то! Нет животворящей пасхальной радости ни у служащего духовенства, ни у верующих. На другой год решил: будь что будет, а отслужу ночью, как принято у православных людей, как было у меня на той первой памятной Пасхе. Не стал выпрашивать никаких разрешений, ни с кем согласовывать. Положился на Божию помощь. Народу собралось очень много, все волновались, но это не испортило торжественности момента. Утреню начали служить, как и положено, после Крестного хода, чтобы праздник почувствовали все собравшиеся. Разумеется, не было ни хулиганства, ни злобных выкриков. С тех пор пасхальные богослужения снова стали совершаться ночью. Для верующих это не мелочь. Да и у меня особая радость была: не поддался и отстоял церковное право.

— Ну а реакция властей последовала?

— Почему-то все в тот раз обошлось. Получалось, что и богоборческой власти можно сопротивляться. А, может, посчитали, что не стоит связываться «по мелочам», удары готовили по самым болевым нашим точкам — гонению подверглись обители. Подавляющее большинство их закрывали без всяких объяснений. Такая же угроза нависла тогда и над Успенским Пюхтицким женским монастырем. Туда меня привозили родители еще младенцем... Так что эта история тоже в каком-то смысле уходила корнями в детские воспоминания. Воодушевленный пасхальным прецедентом, взялся я и за, казалось бы, безнадежное дело — защиту этой, особенно дорогой моему сердцу обители от произвола властей. И случилось еще одно чудо: удалось отстоять монастырь.

Много есть и других воспоминаний, связанных с пасхальными днями. Да и каждая праздничная служба переживается всякий раз так глубоко, что запоминается чем-то особенным, оставляет свой неизгладимый след в душе.

— А какие места из евангельских чтений во время пасхальных богослужений особенно вас трогают, Ваше Святейшество?

— Я думаю, все, что связано в повествовании евангелистов с явлением Воскресшего Христа ученикам. Вместе с ними мы чувствуем сердцем Воскресшего Господа Спасителя. Встречаемся с Ним. Слышим Его слова: «Мир вам». Эта встреча дает нам и силы, и пасхальную радость. А свидетельства евангелистов о Воскресении Христовом не могут не трогать нас, не углублять нашу веру.

— Ваше Святейшество, радость Воскресения можно, наверное, отнести и к такому процессу, как возрождение в нашей стране веры, Церкви? Его уже называют Вторым Крещением Руси.

— Сегодня (19 апреля. — Ред.) я служил последнюю перед Пасхой Литургию Преждеосвященных Даров. Так вот в Храме Христа Спасителя было около 400 человек. И это в будний, рабочий день. В течение всего Великого Поста в этот раз особенно много было молящихся на богослужениях. Это свидетельство того, что люди все-таки возвращаются к вере. А праздник Пасхи — кульминация всех великопостных молитв и богослужений. И это — наша общая, всенародная радость встречи с Воскресшим Спасителем.

Конечно, в жизни человеческой все переплетается: и радости, и горести. 26 апреля, в пасхальное время, мы будем вспоминать 20-летие чернобыльской беды. Мы напечатали Патриаршие грамоты ликвидаторам чернобыльской катастрофы. Хотелось как-то поддержать этих людей. Многие из них потеряли здоровье, но дожили до 20-летия этой катастрофы, которую все мы пережили. Дай Бог, чтобы они продолжали жить и показывать пример беззаветной преданности своему Отечеству в преодолении бед и страданий.

— Сейчас мы находимся накануне возможного объединения с Русской Зарубежной Церковью, то есть в определенном смысле — возрождения единой Русской Церкви. Важным этапом тут может стать предстоящий Всезарубежный Собор. Много вокруг этого не только надежд, но и дискуссий. Немалое давление идет на участников Собора, в первую очередь — на главу Зарубежной Церкви митрополита Лавра...

— Причем и от своих, и от чужих!

— Как вы к этому относитесь?

— Я вчера написал митрополиту Лавру письмо, в котором поддерживаю его духовно в эти не простые для него дни. Потому что есть силы, для которых такого рода сближение не приемлемо. Нечто похожее, кстати, происходит и в политической жизни. Взять, например, интеграционные процессы в Западной Европе. Какой энтузиазм был, когда появилась немецкая марка! А сейчас в ходу общая валюта — евро. Действует безвизовый проезд. И все это приветствуют. Но когда у России происходит сближение с Белоруссией или у Московского Патриархата с частью Русской Церкви, которая оказалась за рубежом в силу политических событий, тут же появляется очень много противников, которые пытаются помешать этому. Все силы зла поднимаются на это. Но мы надеемся, что все-таки благоразумие возобладает. Нет причин, которые бы сегодня разделяли Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат. А чем дальше будет уходить время, тем меньше Русская Зарубежная Церковь будет оставаться русской. Поэтому нынешнее время, может быть, уже последнее для того, чтобы соединить в одной Церкви две ветви русского народа, которые в результате трагедии 17-го года были разделены по политическим причинам. Мы преклоняемся перед подвигом русской эмиграции, которая вынесла тяжелые испытания, сохранила любовь к России, православную веру. Сейчас это уже второе, третье поколение русской белой эмиграции. Для них очень важно духовное единство с Родиной. Мы открыты к тому, чтобы воссоединиться. И молимся о тех, кто в эти пасхальные дни соберется на Всезарубежный Собор для того, чтобы обсудить важнейший вопрос. Дай Бог им мудрости, чтобы они услышали молитву Христа Спасителя» «Да все едины будут!»

— Но для очень многих наших соотечественников за рубежом духовную связь с Родиной помогают поддерживать приходы Московского Патриархата...

— Да, в последнее время нашей большой заботой является создание приходов в самых разных странах. На сегодняшний день у Московского Патриархата почти 300 приходов в 42 зарубежных странах. Ведь когда русские оказываются за рубежом в непривычной для себя обстановке, они хотят иметь живую связь со своей Родиной и со своей Матерью-Церковью. А это возможно только через приходскую жизнь. Вот и в пасхальные дни мы будем освящать малым освящением храм великомученицы Екатерины в Риме, который только что построен. Великомученица Екатерина — это святая единой неразделенной Церкви.

Кстати, как раз в эти дни на Российском телевидении осуществляется очень важный проект — сериал «Паломничество в Вечный город», подготовленный «Православной энциклопедией». Он приобщает людей к истории христианства, к подвигу первоверховных апостолов, к тем святыням, которые являются для всех христиан общей историей.

Это важно еще и потому, что наконец происходит осознание того, что мы историю свою должны начинать вовсе не с 17-го года. За нашей спиной — тысячелетняя история христианства на Руси, двухтысячелетняя история христианства в мире. Ведь почему мы говорим о необходимости знания основ православной культуры? Это крайне необходимый культурологический предмет. Убежден, что каждый человек должен знать историю своей культуры. А она у нас христианская, православная. И скрывать ее от человека значит обеднять его.

— Какие пасхальные традиции кажутся вам, Ваше Святейшество, особенно важными?

— Для нас Христово Воскресение — это действительно Праздник Праздников. И все его содержание — глубоко и трогательно. Но особенно мне хотелось бы сегодня напомнить о замечательной традиции посвящать пасхальные дни делам милосердия и благотворительности. Как важно для каждого из нас поделиться радостью Воскресения с теми, кому особенно необходимо наше участие! Милосердие и есть тот путь, который позволяет нам это сделать. Так много еще вокруг нас людей нуждающихся, страдающих, одиноких. Нельзя о них забывать, оставаться в стороне. Ведь добро, милосердие, участие обязательно находят свое продолжение.

Вот как раз сегодня у меня будет встреча с человеком, который в свое время был приговорен к смертной казни в одной арабской стране, провел семь лет в одиночной камере. Исполняя свой долг печалования, я обращался тогда к президенту этой страны. В конце концов человека освободили. Что произошло с ним дальше? А произошло то, что он осознал, как много горя кругом и как нужно помогать людям. И вот сейчас этим и занимается. Именно он, например, подсказал мне, что нужно обратиться к президенту Нигерии, когда наши моряки были заключены в Нигерии. Я писал президенту, президент мне ответил. В какой-то степени это тоже повлияло на их освобождение.

Много ситуаций, которые ждут нашего участия. От частных судеб до масштабных проблем. Так, когда вышел закон о монетизации, я выступал против, потому что это наносило большой урон многим людям. Особенно бедным людям, которые пострадали сильнее всего. Потом закон пересмотрели. Но нельзя же поспешно такие решения принимать!

Или взять такую проблему, как игорный бизнес. Это же тоже наркотик! Сейчас уже принимаются некоторые меры после множества протестов. Но ведь какая это беда для людей! Вот и вчера я узнал об еще одной из множества горьких историй. Человек просаживает все деньги в игорных автоматах. Из-за этого у него уже распалась семья, которая еще недавно была доброй, крепкой.

— Есть и еще одно распространенное пристрастие, о котором нельзя не вспомнить в канун праздников. Мало кто сегодня отмечает праздничные дни без вина. А как вы к этому относитесь? Ведь в Писании можно найти несколько противоречивые суждения на сей счет. Апостол Павел, например, советует своему ученику Тимофею употреблять вместо воды вино для здоровья...

— И тот же Апостол Павел в Послании к ефесянам пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Противоречия тут нет. Во всем нужна разумная мера. Можно употреблять, а можно упиваться. Это касается не только вина. Есть, например, такая поговорка: пироги — мои враги, а пирожки — дружки. То есть всего должно быть в меру.

— Каким будет ваш праздничный стол, Ваше Святейшество? Будут ли на нем, например, эти особенные пирожки?

— Видите ли, пирожки — это не традиционное пасхальное блюдо, а пасхальное блюдо — это куличи, пасхи, пасхальные яйца... От великопостного стола пасхальный, конечно, сильно отличается, что свидетельствует о радости светлого праздника. Ну а разговляться все мы будем традиционными пасхальными яствами — пасхой, пасхальными яичками. Главное же, чтобы в душах наших в это время стало больше добра, света, любви. В канун Великого праздника хочу пожелать каждому пережить всю полноту пасхальной радости!  Пусть милость Божия сопутствует вам, дорогие мои, на всех путях вашей жизни!

Коновалов Валерий
Сердюков Михаил,
газета «Труд», 22 апреля 2006 г.

Все материалы с ключевыми словами