На декабрьском заседании Священного Синода была отмечена необходимость обязательного рецензирования Издательским Советом, с последующим присвоением грифа «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли (журнал № 114). О принципах реализации решения Синода обозревателю газеты «Известия» Борису Клину рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета.
― Об Издательском Совете в последние месяцы чаще вспоминают как о «цензоре», но в официальных документах в качестве основного направления называется «планирование издательской деятельности» Церкви. Какие издательства сегодня считаются церковными? Сколько их и кому они принадлежат?
― Православных издательств, которые принадлежат церковным структурам, достаточно много. Наряду с такими крупными, как издательства Московской Патриархии, Сретенского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Данилова монастыря, существуют и меньшие, которые выпускают десяток наименований в год. Почти каждая епархия и многие монастыри имеют подобные свои издательства. Но есть издательства, созданные частными лицами.
С нашей стороны не ставится задача запретить издательскую деятельность тем, кто нас не устраивает. Важно, чтобы в храме предлагалась литература, которая не навредила бы прихожанам. Ведь большинство людей, взяв книгу в храме, доверяют авторитету Церкви. А сейчас даже церковными структурами издано много литературы очень низкого качества, а порой содержащей псевдоправославные вещи.
― Каковы критерии оценки литературы Издательским Советом?
― Самый главный ― не навредить читателю. Издаваемая литература не должна противоречить православному вероучению, христианским нравственным нормам. Это изложено в положении об Издательском Совете. Есть постановления Священного Синода об обязательности рецензирования Издательским Советом всех изданий, предназначенных для распространения через церковные учреждения. А они обязаны принимать лишь издания с грифом Издательского Совета. 2010 год определен как переходный, но с 2011 года это требование станет неукоснительным.
― Кто дает заключение?
― Рецензент готовит экспертное заключение, и коллегия принимает решение по грифу. Среди членов коллегии ― богословы, историки, кинокритики, специалисты в разных областях.
― На официальном сайте Совета публикуются списки книг, получивших положительные отзывы. А почему нет сведений об отвергнутых книгах?
― Сейчас на сайте Издательского Совета создан раздел «Каталоги», где появится этот список, и по мере принятия решений коллегией он будет пополняться. Книги, которые не получили одобрения, мы возвращаем и указываем, что нужно доработать. Если издатели добросовестно устранят все недочеты, то тогда могут получить гриф. А если издадут без исправлений, то книга опять пройдет экспертную оценку и в соответствии с решением коллегии будет внесена в список не рекомендованных к реализации через церковную сеть.
― А зачем потребовалась экспертиза «Хижины дяди Тома»?
― В «Хижине дяди Тома» есть нравоучительный момент, поэтому издательство намеревалось реализовывать ее через церковную сеть, обратилось к нам и получило гриф.
― Будет ли Совет рассматривать кино- и музыкальную продукцию?
― Документальные фильмы на религиозную тему ― да. О художественных фильмах светских киностудий речи пока не идет. Музыкальные произведения тоже будут проходить экспертизу, но это касается новых церковно-музыкальных произведений. Ни Баха, ни Глинку, ни Мусоргского, ни группу «ДДТ» мы рецензировать не планируем.
― Как быстро Совет проводит экспертизу?
― Хотя книг приносят очень много, но, думаем, на рецензирование месяца хватит.
― Будут ли на фестивалях и ярмарках православных книг продаваться книги без грифа?
― Если фестивали и ярмарки заявлены как церковные мероприятия, то мы, естественно, будем следить за тем, чтобы там реализовывалась литература, издаваемая с благословения священноначалия Русской Православной Церкви и с одобрения Издательского Совета. Там могут продавать и научную литературу ― например, изданную Академией наук, ― историческую, художественную, но эти книги уже светские.
По решению Священного Синода, в этом году впервые будет отмечаться День православной книги. Он приурочен к выпуску первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол» 1 марта (по старому стилю) 1564 года. Праздник пройдет во всех регионах России и призван стать важнейшим событием в жизни православного книгоиздательства. В его рамках запланированы книжные выставки-ярмарки, экспозиции, посвященные православной книге, в библиотеках и музеях. Состоятся конференции, круглые столы, встречи с православными писателями, детские и юношеские конкурсы, благотворительные акции по передаче книг в детские дома и библиотеки.