25-26 февраля 2010 года в Московской духовной академии Педагогическим кабинетом МДА был проведен семинар «Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях», на котором прошло обсуждение состояния педагогической подготовки семинаристов и были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию преподавания педагогических дисциплин в духовных учебных заведениях.
В работе семинара приняли участие 22 представителя высших учебных заведений, в том числе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и семинарий, Владимирской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивано-Вознесенской, Коломенской, Костромской, Нижегородской, Новокузнецкой, Перервинской, Рязанской, Саратовской, Ставропольской, Сретенской, Тамбовской, Томской, Тульской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
К работе в семинаре были привлечены специалисты по разработке учебно-методических комплектов: профессор МДА архимандрит Платон (Игумнов); кандидат богословия игумен Мелетий (Соколов); доктор философских наук, профессор М.В. Захарченко; доктор педагогических наук, профессор О.Л. Янушкявичене; член правления ассоциации «Кадетское содружество» А.О. Максимов.
В ходе семинара был обобщен опыт преподавания предмета «Педагогика» в системе богословского образования и обсуждены способы усовершенствования учебного курса.
По итогам обсуждения участники семинара констатировали целесообразность ведения практико-ориентированного курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях, а также:
- определили минимум базовых педагогических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения;
- уточнили цель и задачи курса «Педагогика» в духовных школах;
- выработали четыре модуля учебной программы «Педагогика», рассчитанные на 120 часов обучения в соответствии с Церковным стандартом;
- предложили два варианта ведения курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях, в том числе поэтапный, соответствующий новым церковным стандартам и Болонской системе обучения (бакалавриат, магистратура);
- составили перечень основных рекомендуемых учебных пособий по предмету «Педагогика»;
- одобрили предложенную модель электронного учебно-методического пособия по педагогике для духовных учебных заведений ― данное пособие предполагает постоянное обновление, которое осуществляется педагогическим интернет-сообществом духовных учебных заведений;
- сформировали рабочие группы по разработке учебного комплекта и подготовке разделов комплексного электронного пособия по предмету «Педагогика» для духовных учебных заведений.
На семинаре также были обсуждены возможности создания общецерковных площадок проведения педагогической практики для семинаристов. Одним из выводов семинара стало заключение о необходимости развития системы дополнительного образования богословско-педагогического направления для выпускников духовных учебных заведений, священно- и церковнослужителей при Учебном комитете Русской Православной Церкви.
Пресс-служба МДА/Патриархия.ru