Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Для преодоления наследия атеистической эпохи в образовании потребуется объединение усилий всей педагогической общественности»

«Для преодоления наследия атеистической эпохи в образовании потребуется объединение усилий всей педагогической общественности»
Версия для печати
8 марта 2010 г. 16:14

Интервью с заведующим Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В. Демидовым.

— На прошедших Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделил большое внимание развитию системы православного образования, серьезные задачи в этой связи были поставлены перед Отделом религиозного образования и катехизации. Чем занимается Ваш сектор, что сейчас является наиболее актуальным для его сотрудников?

— Если говорить кратко, то создание единой системы православного образования предполагает объединение усилий всей заинтересованной в этом педагогической общественности. Нужно сохранить и развить многолетний и многообразный педагогический опыт православного образования, сделав его одним из приоритетов единой системы церковно-государственного сотрудничества.

Одной из главных задач сектора является сохранение и развитие уже существующей практики преподавания предмета «Основы православной культуры» в системе государственного и муниципального общего образования в регионах, епархиях Русской Православной Церкви. Еще одна наша забота — участие в федеральном эксперименте по введению новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», в ходе которого будет отрабатываться механизм выбора семьями учащихся изучения культуры той или иной религиозной традиции в условиях государственной и муниципальной школы. Очень важно также вести работу в направлении адекватного представления о Православии, его исторической и культурной роли, в содержании всех учебных предметов. Безусловно, одна из первостепенных наших задач — помощь негосударственной, конфессиональной православной школе, существующей в различных правовых формах, которая является нашей опорой, флагманом во всех начинаниях, ведь там уже проработано многое из того, что только войдёт в практику государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Существуют также многочисленные школы с так называемым этнокультурным компонентом. Однако в их создании мы отстаем от других традиционных российских религий. Нам представляется, по меньшей мере, странным говорить о расширении сети школ с этнокультурным русским компонентом в условиях, когда почти 80% населения России называют себя русскими. Вместе с тем, пока укрепление позиций Православия в общеобразовательной школе проходит трудный путь, исключать возможность открытия новых школ такого вида нельзя. Таким образом, как видите, задачи наши многообразны, но связаны одна с другой. Обо всех этих аспектах развития системы православного образования неоднократно говорил в своих выступлениях Святейший Патриарх, на это обращает первостепенное внимание и председатель Отдела — епископ Зарайский Меркурий.

— Что именно Вы имеете в виду, когда говорите о развитии системы негосударственных православных школ? Какие существуют перспективы в данном направлении?

— Хочу, прежде всего, выразить огромную благодарность православным педагогам, благодаря усердию и подвигу которых сегодня мы можем говорить о существовании такой системы. В большинстве случаев именно личная инициатива и жертвенное служение пастырей, простых мирян лежит в основании существующих на сегодняшний день православных образовательных учреждений. Учесть и систематизировать драгоценный духовный и педагогический опыт этих «православных образовательных центров», популяризировать, довести его достижения до сведения всего учительства, не утратив при этом ничего, даже кажущегося второстепенным, – первая и главная задача. Ведь православная школа показывает не только высокие результаты в воспитании подрастающего поколения, но и даёт качественное образование. Приведу лишь один пример. Из 18 выпускников прошлого года Калужской православной гимназии пятеро получили золотые медали, один — серебряную. Безусловно, наши православные школы заслужили право на поддержку и внимание со стороны государства и общества. Их опыт поистине уникален.

Задача вторая, но не менее важная — отработка самой системы государственной поддержки православного образования, тем более что конфессиональные школы и мусульман, и иудеев такую поддержку имеют. Фактор межконфессионального сотрудничества в этом случае особенно значим, и здесь нам есть чему поучиться.

И третье. Обладая в лице православных гимназий, лицеев и школ богатым, накопленным за многие годы, практическим опытом, рассчитывая при этом на государственную помощь, мы в недалёкой перспективе надеемся на создание при Отделе координационного и методического центра религиозного образования, с тем, чтобы здесь централизованно проводились курсы для преподавателей православной культуры и учителей гимназий, велась подготовка учебных пособий и методического обеспечения, разрабатывались программы, обеспечивающие единообразие преподавания наших предметов во всех православных учебных заведениях и массовой школе.

— Что, на Ваш взгляд, еще предстоит изменить в работе православных учебных заведений?

— По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в настоящее время проводится конфессиональная аттестация всех православных общеобразовательных учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации, по итогам которой будет составлен их общий реестр. Это позволит подвести итоги прошедшего периода, дать новые свидетельства жизненной силы и актуальности православного образования и, конечно, наладить серьезную работу нашего сектора и Отдела в целом. Результатом этой работы должна стать отлаженная система взаимодействия – как церковно-государственного, так и внутрицерковного, и межконфессионального.

Нужно помочь православным образовательным учреждениям соответствовать их высокому образовательному статусу в государстве и обществе. Кроме того, должна быть выработана единая прозрачная система их оценки, позволяющая называть то или иное образовательное учреждение именно православным. Это касается всех сфер функционирования учебного заведения — материальной базы, учебных планов и методических наработок, уровня подготовки и воцерковленности педагогического коллектива и так далее.

Для инспектирования современного состояния православных образовательных учреждений по благословению председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия, была создана соответствующая аттестационная комиссия, которая уже начала свою работу. Но все-таки главная наша задача в этом направлении — это оказание поддержки и помощи православной школе, укрепление ее статуса.

— Хотелось бы узнать, что уже сделано аттестационной комиссией, и что еще предстоит, каковы дальнейшие перспективы?

— В настоящее время мы обратились ко всем епархиям Русской Православной Церкви с просьбой предоставить соответствующую информацию, с тем, чтобы получить полные сведения о существующих конфессиональных учебных заведениях. Материалы уже поступают, систематизируются, проводится их экспертная оценка на предмет соответствия содержания учебных программ православному вероучению, а также требованиям, предъявляемым к современным учебным заведениям по объему и качеству преподавания, наличию и правильному оформлению уставных документов. По результатам этой экспертизы будут проводиться и уже проводятся инспекторские поездки представителей Комиссии из числа сотрудников Отдела и православных педагогов.

Окончательный этап — это выдача Конфессионального представления тем образовательным учреждениям, которые успешно пройдут аттестацию. Полный реестр православных образовательных учреждений будет опубликован на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Думается, несмотря на некоторую болезненность для наших учебных заведений этой процедуры, такой этап оценки (а возможно, и переоценки) того, что ими уже сделано, необходим. Ведь, повторю, православная школа имеет очень и очень большие достижения, о которых должно знать общество.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всё, что делается Сектором православного образования и Отделом религиозного образования и катехизации в целом — это наше общее дело служения Церкви и Отечеству, а не просто реализация некоей «директивы». Наша задача — содействовать происходящим положительным изменениям в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Надеюсь, что мы найдем поддержку и понимание в этом вопросе как со стороны епархий Русской Православной Церкви, так и педагогической общественности, а также представителей других традиционных российских религий. Мы на это очень рассчитываем, ведь для преодоления наследия атеистической эпохи в образовании требуется объединение усилий всех педагогов и всех граждан, которым небезразлично будущее России. Спасибо.

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Архиепископ Зеленоградский Савва выступил на пленарном заседании конференции «Историческое просвещение в актуальной повестке развития России: ответы на вызовы»

В Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «Сохранение исторической памяти: к 80-летию преставления Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)»

И.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации принял участие в юбилейной конференции в честь 275-летия МАРХИ

В Алма-Ате состоялась международная научная конференция, посвященная истории христианства на территории Центральной Азии

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю