Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Аркадий Шатов: «Восстановление нравственных традиций нашей медицины ― важнейший вклад, который Церковь может внести в организацию новой системы здравоохранения»

Протоиерей Аркадий Шатов: «Восстановление нравственных традиций нашей медицины ― важнейший вклад, который Церковь может внести в организацию новой системы здравоохранения»
Версия для печати
16 марта 2010 г. 14:57

В ходе обсуждения «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» и дискуссии о том, какой будет медицина в результате реформ, высказываются мнения, что в ней должна принять участие Русская Православная Церковь, взяв на себя «медицину для бедных», по примеру Католической Церкви, которая организует больницы для бедных в странах третьего мира. Может ли Русская Церковь помочь отечественной медицине? На этот вопрос сайту Милосердие.ru отвечает протоиерей Аркадий Шатов, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Западная Церковь располагает большим количеством средств. Система получения пожертвований, например, Католической Церкви сложилась давно, эта традиция органично вошла в жизнь всего общества и действует очень четко. Во многих странах Церковь имеет крупную собственность. Например, Англиканской Церкви принадлежит треть земельных владений Великобритании. В России Церковь в свое время была достаточно богата. Но все это было украдено советской властью, разрушено и до сих пор у нас нет своей земли, далеко не все храмы и церковные ценности возвращены Церкви. Прихожане нашей Церкви ― в основном люди малообеспеченные. Конечно, есть небольшой процент богатых, но кризис лишил нас многих крупных благотворителей. Сегодня у Русской Церкви нет своей системы сбора денег на социальные проекты. Люди не воспитаны с детства в том, чтобы десятину доходов жертвовать на храм. В Польше, например, во время Великого поста, детям раздают копилочки, сделанные из бумаги, и говорят, чтобы они постарались сэкономить какую-то часть денег, которые им дают родители, на бедных. То есть там это воспитано с детства, а у нас должен пройти не один десяток лет, чтобы традиция милосердия восстановилась.

Поэтому сегодня Русская Церковь средствами, на которые можно было бы финансировать социальные программы, не располагает, и с этой стороны государству ничем помочь не может. Церковь сегодня бедна, но государство у нас очень богатое. (Например, в Москве на пожилых людей, находящихся в домах престарелых, государство тратит 50 тыс. рублей на каждого ежемесячно, а на детей-инвалидов и того больше).

Но свой вклад в организацию новой системы здравоохранения Церковь внести может. Здесь важнейшим я считаю восстановление нравственных традиций нашей медицины, восстановление человеческого подхода к больным. За семьдесят лет нашу медицину лишили духовной опоры, религиозной традиции, которая во многом определяла образ действия российского врача. И без ее возрождения, я считаю, невозможна успешная модель системы здравоохранения. Пациент должен быть главным человеком в больнице. И в этом воспитании нравственных основ в организации медицины Церковь помочь способна. И она это делает. Мы готовим сестер милосердия, для которых помощь больному, облегчение его состояния и сострадание ― главная цель ее служения.

Одним из примеров сотрудничества Церкви и государства может быть московская больница святителя Алексия, митрополита Московского, в 1992 году переданная государством Церкви. Сегодня она управляется Церковью, а финансируется государством, по примеру, кстати, многих западных стран, где социальные программы церковных организаций финансируются государством. Недавно главврач одного московского хосписа рассказывал мне, что материально они ни в чем не нуждаются, у них медсестры получают 60 тыс. рублей и на своих машинах на работу приезжают. Но они каждый день сталкиваются со смертью и им нужна помощь в том, чем в духовном отношении помочь больному, что сказать ему, его родственникам! Им нужно, чтобы кто-то объяснил им про смерть! Поговорил с врачами. Потому что врачу, у которого умирает пациент, также необходима поддержка, даже если он не всегда это осознает. Ему нужно, чтобы и его кто-то утешил, поддержал, понял. Поэтому, я считаю, что пришло время возрождать не только институт военных священников, но и институт больничных священников, который раньше был в России, который сейчас есть во многих странах Европы ― больничные капелланы. И вот за эту задачу Церковь возьмется. Кроме того, Церковь может организовать добровольческое движение. В Европе помощью добровольцев активно пользуются социальные службы, они есть практически во всех больницах. Важно, чтобы Церковь и государство каждый делали свое дело и были бы партнерами в делах помощи людям.

Милосердие.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Донецкий Владимир встретился с сотрудниками и добровольцами Патриаршей гуманитарной миссии в Мариуполе

В ОВЦС прошел круглый стол о социальном служении религиозных общин

Состоялась встреча врио председателя Синодального отдела по благотворительности и Патриаршей гуманитарной миссии с епископом Скадовским Филаретом

Состоялась презентация работы Патриаршей гуманитарной миссии

Вместо цветов к дню интронизации Святейшего Патриарха московские приходы по традиции приобрели медоборудование для церковной больницы

В московской больнице святителя Алексия состоялась секция Рождественских чтений, посвященная актуальным вопросам больничного служения

Больница святителя Алексия проведет цикл образовательных курсов по артроскопии для начинающих специалистов

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года) [Статья]

Митрополит Донецкий Владимир встретился с сотрудниками и добровольцами Патриаршей гуманитарной миссии в Мариуполе

Состоялась встреча врио председателя Синодального отдела по благотворительности и Патриаршей гуманитарной миссии с епископом Скадовским Филаретом

Состоялась презентация работы Патриаршей гуманитарной миссии

За четыре года работы на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви поступило более 290 тысяч обращений

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Антоний: Мы занялись большой и новой для нас в Африке работой

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе