Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Бориспольский Антоний: Перед нами стоит задача подготовки богословов, способных отвечать на вызовы современного общества

Архиепископ Бориспольский Антоний: Перед нами стоит задача подготовки богословов, способных отвечать на вызовы современного общества
Версия для печати
19 марта 2010 г. 10:24

Ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний дал интервью корреспонденту портала «Татьянин день» Александре Соповой. Владыка Антоний рассказал о жизни академии, перспективах выпускников, развитии диалога светской и духовной систем образования в Украине, а также об отношении к расколу и инославию.

― Владыка Антоний, система духовных школ в Украине выстроена так же, как в России? Это духовные училища, семинарии и Академия?

― Да, структура духовного образования в Украине такая же, ведь мы ― одна Церковь. В эту структуру входят: Киевская духовная академия, семь духовных семинарий, девять духовных училищ, также Ужгородская украинская богословская академия имени свв. Кирилла и Мефодия и Черновицкий православный богословский институт. Этот институт аналогичен московскому Свято-Тихоновскому университету, только его основной факультет готовит профессиональных переводчиков. При нем есть и пастырское отделение.

― Киевская духовная академия ― единственная на территории Украины. Этого достаточно или ощущается необходимость в открытии еще одной?

― Как и в России, семинарии у нас постепенно приобретают статус высшего учебного заведения. Это принципиальный подход: священники должны иметь базовое высшее образование. Академия в этой системе является научным центром, который занимается непосредственно богословскими исследованиями. Думаю, что для Украины на современном этапе одной академии достаточно, ведь нет необходимости, чтобы кто-то формально являлся доктором наук или носил еще какое-то научное звание. Главное, чтобы человек был способен заниматься богословской наукой, потому что перед Церковью стоят сложнейшие вопросы. На некоторые из них у богословия нет однозначного ответа, потому что в ХХ веке Церковь была лишена возможности отвечать, а в XIX веке ― этих вопросов еще просто не существовало. Поэтому перед нами стоит задача готовить таких богословов, которые способны аргументировано, с учетом всех достижений, в том числе европейской науки, отвечать на вызовы современного общества. Украина всегда стоит на передовой. Государственные границы сейчас не способны ограничивать информационные пространства. Современное общество становится все более глобальным. К сожалению, многие годы у Церкви попросту не было возможности давать своей пастве даже элементарные богословские знания, а у украинского народа религиозная потребность обострена, может быть, даже больше, чем у других. Сегодня многие сектантские течения, очень многие представители других христианских конфессий, пользуясь ситуацией, пытаются этот вакуум заполнить. Поэтому для Православной Церкви вопрос развития системы богословского образования является одним из приоритетных.

― Вы сказали о том, что Академия это научный центр. Какие направления научной деятельности сейчас наиболее активно развиваются?

― В Украине реформы духовного образования идут с некоторым отставанием по сравнению с Россией. Киевская духовная семинария только третий год работает по реформированной программе. В Академии этот процесс начнется только через два года. Поэтому мы сейчас говорим о том, чем Академия будет заниматься. Пока, на сегодняшний день, Академия функционирует по старым стандартам.

У нас есть желание развивать отдельные направления богословской науки, которые очень важны сегодня. Это, конечно, патристика, сравнительное и догматическое богословие, гомилетика и многие другие церковно-практические дисциплины, такие как миссиология. Необходимо активно развивать канонику, церковное право. Поэтому на перечень направлений, разработанный Учебным комитетом Русской Православной Церкви, мы смотрим как на образец. При реорганизации Академии он будет взят за основу, которую мы будем соотносить с потребностями Украинской Православной Церкви.

― Известно, что до революции Киевская духовная академия славилась переводами западных отцов, которые здесь делали. Эта работа возобновлена?

― В дореволюционном объеме эта работа не возобновлена, потому что пока силенок очень мало. Это надо признать. Мы только в прошлом году праздновали двадцатилетие возрождения духовной семинарии. Весь предыдущий опыт, которым славилась Киевская духовная академия, к сожалению, канул в Лету. Даже те библиотечные фонды, которыми была богата Киевская академия, сейчас разбросаны по разным архивам и библиотекам не только Киева, но и Украины. Конечно, мы немало сумели собрать за 20 лет возрождения. Сегодня в семинарии значительное внимание придается изучению иностранных языков, как современных, так и древних. Надеемся, что эти усилия помогут восстановить переводческую традицию Киевской академии.

― Что сейчас можно назвать главной характеристикой «Трудов Киевской духовной академии»?

― Три года назад мы реорганизовали эти сборники, и сейчас они стали полноценным научным изданием, которое выходит регулярно, раз в полугодие. В нем публикуются труды наших профессоров и преподавателей. И не только наших: согласно уставу, в «Трудах» мы можем помещать научные исследования профессоров других богословских центров и учебных заведений. В нескольких номерах уже печатались статьи профессоров Московской духовной академии и Афинского университета. Это были работы Алексея Ильича Осипова, архимандрита Макария (Веретенникова), Стилиана Пападопулоса. В этом отношении мы открыты.

Уже третий год подряд выходит в свет еще и студенческий журнал «Академический летописец», где имеют возможность публиковать свои идеи наши студенты. Очень важно еще здесь, в академических стенах, привить им вкус и любовь к написанию.

― В России долго и сложно идет дискуссия о признании дипломов семинарии как дипломов гособразца о высшем образовании. Много говорится, что задача практически решена, но пока реально воз и ныне там. А как это происходит в Украине?

― К сожалению, еще сложнее, ведь необходимо учитывать очень разношерстную ситуацию в межконфессиональных отношениях. Для государства, строго формально, равноценными являются все религиозные организации, имеющие регистрацию. Если говорить только о христианских, то их около сорока. В это число кроме Украинской Православной Церкви входят несколько раскольнических течений, римо-католики, греко-католики, протестанты и большое количество сектантских направлений. Поэтому в Министерстве образования очень сложно говорить о некоем общем для всех образовательном стандарте: все претендуют на уникальность. Это с одной стороны. А с другой ― понимаем, что чиновники пока не заинтересованы в аккредитации семинарий. В Украине разработан только государственный стандарт бакалавра теологии. Но даже в этом вопросе никто с Церковью, по крайней мере, с нами не консультировался. Пока закон по-настоящему не работает, очень опасно попасть под влияние и тем более в зависимость от чиновника, который может быть не просто неправославным, а раскольником или убежденным атеистом. Поэтому в своем стремлении к аккредитации мы не склонны спешить.

― Выпускникам униатских учебных заведений удается устроиться преподавать в школе?

― В Украине на общегосударственном уровне очень долго обсуждался вопрос о возможности ведения в общеобразовательной школе религиозного предмета. Как его назвать ― «Закон Божий» или «Этика» ― тоже вопрос. Несмотря на то, что атеистическая идеология в нашей стране уже 20 лет не является государственной, в Киеве Основы православной культуры только третий год вводятся как экспериментальный курс. Зато в западных областях, где основная часть чиновников и подавляющее большинство населения являются униатами, этот предмет введен еще в начале 90-х годов. Пока в центре Украины об этом спорили, во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областях эти вероучительные дисциплины появились в школьной программе. Здесь всем есть чему поучиться.

― Давайте продолжим сравнение ситуаций в Украине и России. В российских духовных школах планируется переход к Болонской системе, в том числе к обучению в течение четырех и двух лет, то есть к системе «бакалавр и магистр». Пока не до конца понятно, как именно это будет происходить. А какова ситуация в Украине?

― Задача перед всеми духовными учебными заведениями стоит общая, и это не вопрос желания, это вопрос времени. Светские учебные заведения рано или поздно полностью перейдут на Болонскую систему. Если мы претендуем на образовательную интеграцию, на признание наших дипломов, то мы обязаны свою образовательную систему соотносить с государственными требованиями. Однако Святейший Патриарх Кирилл на заседании Учебного комитета подчеркнул, что при переходе на новую систему мы не должны потерять то, что уже имеем. Действительно, мы обязаны быть очень осторожными, чтобы не пострадала церковная составляющая учебных программ. Как именно это будет происходить, я, признаюсь, тоже в полной мере пока не знаю. Это очень сложный процесс. Киевские духовные школы в настоящее время занимаются по программам, которые прошли апробацию в Московских, Санкт-Петербургских, Минских духовных школах с учетом, конечно, украинской специфики.

Еще раз повторюсь — мы не просто даем богословское образование, мы готовим священников. Это главная задача, за выполнение которой будем отвечать перед Богом и историей. Наша цель — не диплом, который будет потом конвертироваться в светском обществе. Церкви нужны священнослужители ― умные, образованные, интеллигентные. Но, в первую очередь, они должны быть глубоко воцерковленными и преданными Церкви. Если вы побудете какое-то время в Киеве, то почувствуете, что здесь это очень остро ощущается — насколько важно быть преданным Церкви.

― Кроме того, в духовных школах есть компонент, которого нет в светских, ― это воспитание. Студента в светском вузе не воспитывают. А в семинарии это едва ли не важнее образования…

― Духовное образование ― это двуединый процесс. Причем воспитательный компонент не менее сложный, чем учебный. Время сейчас, как мы говорим, благодатное ― в истории таких периодов было немного. Я студентам часто напоминаю: «Между мной и вами нет большой разницы в возрасте, но семинаристы моего поколения обрекали себя на участь быть изгоями общества. Для государства, строящего коммунизм, это были люди второго сорта». Сейчас воспитанники семинарии, если можно так сказать, ― представители престижной профессии. Однако статусное положение дает настоящие плоды только тогда, когда оно соответствует личностным качествам. Подлинный проповедник живет тем, чему учит. В этом и заключается смысл духовного образования.

Причем необходимо учитывать, что к нам приходят абитуриенты, которых можно назвать «христианами первого поколения». В большинстве своем они или их родители недавно пришли к вере. Однако одно дело получить веру, а другое ― суметь ее сохранить и передать. Каждый христианин является обладателем Божественных тайн. Священники обязаны сделать все, чтобы современное общество приняло и усвоило божественные истины. Один умный человек сказал, что семинаристы это «дети Церкви», которые должны стать «отцами Церкви». Поэтому воспитательный элемент в духовных школах очень важен, слава Богу, что Киевская духовная академия и семинария располагается на территории Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Здесь все видимым образом доказывает: идеал, о котором говорит Евангелие, достижим. Для молодых людей это очень важно.

― При взгляде из России кажется, что украинское общество достаточно четко разделено на западную и восточную части. Это отражается на составе студентов Академии? У вас есть студенты из западных областей?

― Уникальность Украинской Православной Церкви в том, что она (если говорить о Церкви как об общественном институте) ― единственный институт, который объединяет все регионы Украины. В этом большая заслуга прежде всего ее предстоятеля Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который является символом церковного единства как на западе, так и на востоке. Среди студентов региональные разделения вообще не ощущаются. У нас учатся уроженцы и западной Украины, и востока, и юга, и Крыма.

― Каково количественное соотношение студентов из разных областей Украины?

― Две области дают самое большое количество студентов: Донецкая и Закарпатская, на третьем месте Ровенская область. Все остальные представлены равномерно. На вступительных экзаменах мы не учитываем, откуда приехал абитуриент. Главное, чтобы у человека были способности и желание учиться, заниматься богословием, и чтобы он был предан Церкви.

― Кроме того, что преподаватели Московской духовной академии публикуют свои работы в «Трудах Киевской духовной академии» и приезжают на конференции, есть еще какие-то регулярные связи в течение года?

― Такие связи осуществляются регулярно и на разных уровнях. И по-другому быть не может, ведь подавляющая часть преподавательского состава Киевской духовной академии и семинарии ― это выпускники Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.

― Владыка, вы возглавляете Комиссию Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. Какие вопросы эта Комиссия будет в первую очередь рассматривать, какие у нее планы?

― Будет обсуждаться самый широкий спектр вопросов, связанных с духовным образованием, начиная с проблем, с которыми связан переход на Болонскую систему, включая финансирование духовных учебных заведений. Будем также обсуждать вопрос установления образовательного ценза по отношению к занимаемым приходам, что уже имело место в практике Русской Православной Церкви. Вопросов сейчас накопилось очень много, и они ждут не только обсуждения, но и решения.

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Донская духовная семинария получила право выдавать дипломы государственного образца

Представители Церкви приняли участие в форуме «Традиционные ценности народов Востока и современный мир» в Таджикистане

Члены Межсоборного присутствия посетили Калужскую духовную семинарию и встретились со студентами

В Минске прошли IV чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852)

В Луганской епархии оказывают адресную помощь местным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 апреля 2024 года) [Статья]

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года) [Статья]

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года) [Статья]

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года) [Статья]

Другие интервью

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза

«Не пропагандист, и не военный, а духовник...». Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов рассказал о подготовке военных священников

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»

А.Е. Акопян о книге «Введение в арамеистику и сирологию»