Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью митрополита Волоколамского Илариона порталу «Romfea.gr»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона порталу «Romfea.gr»
Версия для печати
5 апреля 2010 г. 09:55

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью церковному порталу новостей «Romfea.gr».

— Ваше Высокопреосвященство, я хотел начать бы с вопроса о Вашей оратории, которая недавно прозвучала в храме Агиа Ирини в Константинополе в присутствии Вселенского Патриарха Варфоломея. В ее основе лежит повествование Евангелия от Матфея о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Скажите нам несколько слов об оратории, которая получила огромный отклик во всем православном мире.

 Широко распространенный в Римско-Католической и протестантских церквах, жанр «Страстей» не является привычным для православной культуры. Самое известное произведение в этом жанре  «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, были и другие произведения на эту тему, но все они происходили изнутри западной культуры. В истории Православной Церкви еще не было случая, чтобы на тему Страстей Христовых создавалось произведение для оркестра, солистов и хора. Теперь есть возможность для публики, как православной, так и неправославной, соприкоснуться именно с православным пониманием Страстей Господних, представленным в жанре оратории.

Композиция оратории «Страсти по Матфею» состоит из четырех частей: Тайная вечеря, Суд, Распятие и Погребение. В основу сочинения положена структура богослужения «Двенадцати Евангелий» в Великий четверг. Во время исполнения оратории почти полностью прочитывается 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, а между евангельскими отрывками звучат симфоническая музыка и пение.

Нужно отметить, что православный взгляд на Страсти и Распятие Христа отличается от западного восприятия, идущего от эпохи Возрождения. В западных изображениях Распятия, где принято писать Христа еще живым, страждущим, подчеркивается реалистический элемент  и делается акцент на эмоциональном сопереживании Страстям Господним. Через православную икону Распятия, где мы видим Христа уже мертвым, православный человек приглашается не столько к эмоциям, сколько к духовному осмыслению той тайны, которая раскрывается через страдания Богочеловека и Его смерть. Без Страстей и смерти не будет Пасхи и Воскресения, поэтому Страсти в православном восприятии глубоко изнутри пронизывает тема Воскресения и светлой пасхальной радости. Именно это, прежде всего, мне и хотелось передать своей музыкой.

— Что Вы ощущали в тот момент, когда в храме Агиа Ирини в Константинополе звучала Ваша оратория?

Находясь в стенах древнего собора Агиа Ирини, ощущаешь трепет от величия происходивших в нем церковно-исторических событий. Здесь на Втором Вселенском Соборе православное богословие одержало победу над арианством. Это стало возможным прежде всего благодаря самоотверженным усилиям святителя Григория Богослова. Имя этого святого мне особенно близко, я носил его до принятия монашеского пострига, труды святого Григория  изучал в течение многих лет. Для меня чрезвычайно дорого, что в преддверии богослужебного воспоминания Страстей Господних в этих стенах под сенью древнего мозаичного креста прозвучала моя оратория, вдохновленная богослужениями Страстной Седмицы.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы, без сомнения, являетесь церковным деятелем, который пользуется большим авторитетом, поскольку Вселенский Патриарх Варфоломей так отозвался о вас: «Митрополит Волоколамский Иларион, которого Бог наделил многими дарами и талантами, является прекрасным богословом и замечательным музыкантом, очень энергичным церковным деятелем и правой рукой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». В силу этого признания, прозвучавшего из уст Вселенского Патриарха, какая ответственность возлагается на вас за Православие и, более широко, за всехристианское единство?

Каждый епископ Православной Церкви должен объединять во Христе паству и неустанно трудиться во имя сохранения единства Вселенской Церкви. Должность главы Отдела внешних церковных связей налагает сугубую ответственность за сохранение единства Православия. Отдел является главным связующим звеном между Русской Православной Церковью и всеми прочими Поместными Церквами. Здесь определяются многие параметры межцерковных отношений.  Со своей стороны, готов употребить все данные мне Богом способности для этого ответственного служения.

— Ваше Высокопреосвященство, мы наблюдаем за тем, как Вы ускоренными темпами готовитесь к визиту Первого Епископа Православной Церкви в Россию. Что это означает для Русской Православной Церкви?

Визит Святейшего Патриарха Варфоломея в Русскую Православную Церковь означает закрепление позитивной динамики в отношениях между двумя Церквами, подтверждение доброй воли Предстоятелей двух великих Патриархатов к сотрудничеству и один из шагов на пути выстраивания новых межцерковных связей, во главу угла которых поставлен кафолический принцип Церкви. Мы с нетерпением ожидаем приезда Его Святейшества и готовы сделать все, чтобы его визит прошел как можно успешнее.

— Ваше Высокопреосвященство, мы уже много лет находимся в процессе подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. Когда, по-вашему, это произойдет? Какое он имеет значение для Православия и христианского мира XXI века?

Собор станет возможен после того, как вопросы, вынесенные в повестку дня, получат согласованное предварительное решение на Всеправославных Совещаниях. Возобновление общеправославного сотрудничества, ставшего возможным благодаря совместному решению Предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей на их встрече в Константинополе в октябре 2008 года, конструктивный ход предсоборного процесса вселяют надежду на то, что Богу содействующу мы можем подойти к созыву Собора в обозримом будущем. Всеправославный Собор послужит не только решению важных вопросов Православия, но и выражению консолидированной общеправославной позиции по актуальным вопросам современности.

— В чем состоит первоочередная задача христианина в наше время, и в чем заключается вклад русской духовности в эту эпоху упадка истины, эпоху материализма, технологий, обмирщения и глобализации?

В наше, как и в любое иное время, всякий христианин призван свидетельствовать о Христе самим образом своей жизни. У каждого свои таланты, данные Богом. Но важно, чтобы свои таланты человек посвящал Богу, чтобы они были задействованы в жизни и служении человека.

Такие характеристики нашей эпохи, как материализм и обмирщение, конечно, не способствуют откровению истины, но и в эту эпоху при желании можно жить в согласии со своей верой. Жизнь одного человека по вере может изменить жизнь многих окружающих людей. Русский святой, преподобный Серафим Саровский, говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся». «Стяжание» или накопление в человеке мирного духа  вот цель жизни христианина, согласно преподобному Серафиму. Пока этот дух присутствует в мире, этот мир будет жить.

Церковь Христова  это не политическая или общественная организация, которая призвана бороться против каких-то процессов или, наоборот, за какие-то явления в обществе. Но Церковь может и должна своим свидетельством и активной позицией раскрывать ту правду о человеке, которая была явлена Христом. Голос Церкви должен стать голосом общественной совести и сознания, призванного не допустить, чтобы цивилизованный мир окончательно отвернулся от такого человеческого образа, каким его задумал Бог.

— Ваше Высокопреосвященство, что бы вы хотели передать в завершении интервью грекам и всем читателям «Romfea.gr»?

Всем грекам, нашим братьям и сестрам во Христе, и всем читателям «Romfea.gr» передаю пасхальное поздравление и желаю духовной крепости во всех испытаниях. Христос воскресе!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Под эгидой Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения проходит Международный конкурс-фестиваль «Поем колядки всем миром»

Состоялся гала-концерт лауреатов III Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов»

В рамках III Патриаршего фестиваля «Свет Христов» в Спасо-Преображенском соборе Твери прошел концерт Минского митрополичьего хора

Хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии дал концерты в Индии

Состоялось заседание Совета Императорского православного палестинского общества по итогам деятельности в 2024 году

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

Состоялось заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

Патриаршая награда вручена настоятелю храма апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ)

Настоятель подворья Русской Церкви в Бейруте принял участие в рождественском богослужении в г. Хадат

Настоятель Подворья Русской Церкви принял участие в рождественской Литургии в Патриаршем соборе в Софии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения