В интервью «НГ-Религии» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов рассказал о задачах и основных направлениях деятельности отдела.
— Отец Аркадий, каким образом Русская Православная Церковь намерена развивать социальную работу?
— Святейший Патриарх считает, что социальная работа во всех епархиях должна вестись не отдельными священниками-энтузиастами, а под контролем и при непосредственном участии епископов. При этом социальная деятельность не должна ограничиваться одноразовыми акциями: рождественскими и пасхальными. Это постоянный ежедневный труд. Возможно, не все знают, как и что нужно делать, и поэтому одна из задач отдела — предложить программы социальной деятельности, которые можно было бы реализовать в каждой епархии.
Кроме того, очень важно развивать движение добровольцев. Церковь должна объединить тех, кто готов заниматься добрыми делами, а о том, что такие люди есть, свидетельствует наш опыт: каждый воскресный день к нам в храм по объявлению приходят до 30 человек, которые хотят заниматься социальной работой. Поток таких добровольцев не иссякает, а увеличивается. Единственная проблема: люди должны знать о том, что могут прийти. То есть нужна информационная поддержка. К сожалению, мы не имеем возможности заниматься социальной рекламой, у нас нет на это денег, но если это как-то удается сделать, то приток людей сразу увеличивается.
На данный момент в Москве существует движение добровольцев «Милосердие», в котором около 1000 человек. Это в основном молодые люди от 25 до 35 лет, много приезжих, не москвичей, как-то так сложилось. Они делают очень важные дела: на их попечении многодетные семьи, престарелые люди, за которыми они ухаживают. Под патронажем этой службы два детских дома: для мальчиков и для девочек, богадельня, а также школа, в которой учатся дети из детских домов, служба помощи бездомным в московских больницах. Есть справочная служба «Милосердие», потому что такая работа, конечно же, нуждается в координации, причем справочная служба работает круглосуточно. Сейчас я рассказываю о том, что происходит в Москве, но подобные проекты есть и в регионах.
Особого внимания заслуживают широкомасштабные проекты по реабилитации алкоголиков, наркоманов. У нас в этом сейчас нет системности. Государственные социальные учреждения работают по старым схемам, которые очень медленно обновляются. И здесь, как мне кажется, Церковь может помочь государству. Это тоже та работа, которой будет заниматься отдел. Кроме того, одним из важных направлений деятельности является создание единой информационной базы о социальных направлениях работы Русской Православной Церкви. И, конечно, обучение: в Москве сейчас открываются курсы социальных работников. Патриарх благословил, чтобы в каждом приходе были ставки социальных работников, и эти ставки оплачивал сам приход. Значит, нужны специалисты. Мы проводим краткосрочные курсы, а с 1 сентября такое обучение начнется в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где социальные работники будут получать высшее образование.
— Кем финансируется благотворительная и социальная деятельность Церкви?
— До кризиса нам помогали очень богатые люди, и мы практически не нуждались, но в кризисное время эти вливания резко сократились. И тогда мы приняли решение о создании общества друзей милосердия, в которое может вступить каждый человек, который готов пожертвовать одну сотую часть своих доходов. Это не новая идея, такие системы сбора пожертвований, в частности, существуют в Польше. И вот благодаря таким людям мы смогли выжить и живем до сих пор. Конечно, все это должно происходить открыто. Мы на сайте вывешиваем отчет о расходах, приглашаем посмотреть, что происходит у нас в богадельне, в детском доме.
— Как вы думаете, может ли возглавляемый Вами отдел взять на вооружение опыт социальной работы западных Церквей?
— Западными христианами накоплен огромный опыт социально-благотворительной деятельности. И в этом у них многому можно поучиться. Недавно я познакомился с замечательной женщиной, советником посла Мальтийского ордена в Москве, активно занимающегося социально-благотворительной деятельностью. Эта женщина долгое время работала медицинской сестрой. Она мне рассказывала, как у них построено волонтерское движение. Например, человек, желающий помочь, записывается в определенный день на два часа в неделю и просто приходит в больничное отделение. Он может покормить больного, оказать еще какую-то помощь, но главная задача заключается в том, чтобы просто выслушать человека. Когда волонтер приходит к больным на два часа в неделю, у него не происходит «синдрома выгорания». И это всего лишь один из примеров, как можно построить работу. Так что какой-то опыт у нас уже есть, а что-то мы будем заимствовать в других христианских Церквах и традициях.
«НГ-Религии»/Патриархия.ru