В Москве завершил работу XIV Всемирный русский народный собор. Основные итоги форума в интервью корреспонденту портала «Православие и мир» М. Сеньчуковой проанализировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
— Уже опубликованы итоговые документы: Соборное слово и Резолюция XIV Всемирного русского народного собора. В них подводятся итоги обсуждения самого широкого круга вопросов (нравственность, образование, защита семьи) и содержатся конкретные пожелания участников Собора государству и обществу.
Резолюция Собора во многом основывалась на предложениях, поступивших от членов Государственной Думы и Совета Федерации.
Основное внимание в Соборном слове было уделено проблемам образования. В частности, в Соборном слове зафиксирована позиция Собора относительно нового закона об образовании. По мнению участников Собора, этот закон должен обсуждаться максимально широко, в его разработке должно принимать участие все общество.
«2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования. На протяжении XVIII, XIX и большей части XX века школа в России была не только фактором передачи знаний, но и ключевым инструментом нравственного воспитания. Благодаря энтузиазму и подвижническому труду российского учительства эта традиция продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими учителями России. Во многом именно им мы должны быть признательны за то, что подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей, накопленных за предыдущие эпохи.
Вместе с тем, общее состояние образовательной сферы по-прежнему внушает чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем государстве требует перемен, особенно актуальных в свете разработки нового закона “Об образовании”, участие в которой должно принимать все общество.
Каждодневный труд педагогов, их личные усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносит должного плода из-за системных сбоев и концептуальных ошибок в постановке образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний».
Не меньший интерес для участников Собора представляют проблемы нравственности в связи с образованием и воспитанием молодежи.
«Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.
Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.
В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов. В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура».
Во втором документе, вышедшем с подзаголовком «Опыт духовно-нравственной традиции — альтернатива тотальному контролю над семьей», дана жесткая оценка ювенальной юстиции.
«Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным, и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом.
В основе детской беспризорности, нарушений прав детей — идеология планомерного разрушения семьи. Институт ювенальной юстиции — институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней. Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи. Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей».
По всем вопросам в ходе Русского народного собора велась очень серьезная и в то же время демократичная дискуссия. Таким образом, итоговые документы оказались весьма актуальными и злободневными.
— Отец Всеволод, Вы упомянули о ювенальной юстиции. Была ли дискуссия по этому вопросу? Были ли среди участников Собора сторонники ювенальной юстиции?
— Сторонников ювенальной юстиции вообще не так много. Жестким сторонником ювенальной юстиции является член Общественной палаты РФ Олег Зыков, но на Соборе он не выступал, поэтому дискуссии с ним не сложилось.
Вообще, необходимо понимать, что система ювенальной юстиции — это всего лишь частный случай попыток государства вмешательства в дела семьи, т.е. только вершина айсберга.
Патриархия.ru