20 августа 2010 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Сердечно поздравляю с праздником — праздником особым для сей святой обители, ибо мы вспоминаем ее преподобных основателей Зосиму, Германа и Савватия, угодников Божиих, которые своими трудами положили основу монашеской жизни на Соловецких островах.
В Евангелии, которое мы сегодня читали на утрене, содержатся замечательные слова — мы все хорошо их знаем: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29).
Эти слова, много раз повторяемые, мы как-то не впускаем в свое сердце. Но как важно помнить, что покой в сердцах (а покой — это и есть главная характеристика человеческого счастья) приходит тогда, когда человек кроток и смирен сердцем. Не богатство, не слава, не популярность, не влияние в обществе, а кротость и смирение дают человеку покой в душе. Монахи — это люди, которые всю свою жизнь строят таким образом, чтобы иметь этот покой в душе. Поэтому кротость и смирение монаха есть непременное его качество. Монах не может не быть смиренным — в противном случае он либо заблуждается в выбранном пути, либо допускает грубейшие ошибки в своей духовной жизни. Ведь он пришел ради покоя, ради мира душевного, ради общения с Богом, и если не становится человеком смиренным и кротким, значит он напрасно трудится.
Но ведь эти слова обращены не только к монашествующим — они обращены ко всем людям, в том числе в современном мире, где так много стрессов, волнений, конфликтов, борьбы, в которую люди порой вовлекаются не по своей воле, а лишь потому что они стараются честно исполнять свой долг и поступать по совести. Как же обрести покой? Кротостью и смирением. Это не значит, что человек должен поддакивать каждому и разменивать свои убеждения. Это не значит, что человек, живущий в миру, должен быть подобен тряпке, о которую вытирают ноги. Но это означает, что смирение является непременным условием человеческого счастья.
Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.
Вот почему так важно приезжать в монастыри нам, живущим в миру, прикасаться к духовному опыту подвижников и угодников Божиих, которые в этих монастырях несли свое служение, общаться с монашеской братией, которая стремится повторить пример подвижников благочестия. Монастыри всегда были местом духовного успокоения, местом, где человек начинает видеть и величие Божие, и свою незначительность пред лицом Божиим. А это и есть первый, самый важный, может быть, шаг к тому, чтобы становиться кротким и смиренным сердцем и обретать покой в душе своей.
Пусть Господь поможет всем нам, где бы мы ни были и чем бы мы ни занимались, — и людям высокого положения, и людям простым, и монашествующим, и мирянам — обретать внутренний покой через кротость и смирение сердца. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси