19-21 октября 2010 года в Дохе (Катар) проходит VIII международная конференция по межрелигиозному диалогу, посвященная теме «Воспитание нового поколения на основе ценностей и традиции: религиозные перспективы». 20 октября заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых) выступил на межрелигиозном форуме c сообщением «Роль религиозного образования в модернизации общества».
Экономический кризис продемонстрировал слабость современной модели общественного развития. Будущее все более становится неопределенным. Растет недоверие людей к различным общественным институтам. Многие утрачивают смысл своей жизни. Некоторые аналитики полагают, что для преодоления таких тенденций необходимо провести серьезную перестройку общественных отношений — как в отдельных странах, так и на международной арене. В свою очередь это невозможно без переосмысления мировоззренческих оснований современной модели развития. Как известно, ее основные идеи сформировались в век Просвещения.
Конечно, модерн обладает рядом бесспорных достижений. Однако одной из его догматических характеристик стало доминирование материального фактора в жизни общества. Поэтому основные усилия ведущих стран мира последнего столетия были сосредоточены на обеспечении материальных условий человеческого существования, тогда как духовная жизнь человека была отнесена в разряд второстепенных вопросов. Более того, сама просвещенческая модель общества рассматривает религию как антипод развития, а потому предписывает желательно ее полное исключение из жизни общества.
Однако успешных общественных проектов, основанных на религиозной мотивации, существует гораздо больше, чем всевозможных экстремистских проявлений на той же основе. Например, религиозная мотивация сегодня успешно обеспечивает многим странам стабильный демографический прирост, прочный институт семьи, социальные связи, основанные на доверии, борьбу с бедностью, умеренное потребление материальных благ, трудолюбие граждан. Такие этические ориентиры жизненно необходимы для выхода из кризиса и обновления модели общественного развития.
Тем не менее, экстремизм на основе религиозной мотивации существует. Что же с ним делать? Безусловно, всем, религиозным и нерелигиозным, экстремистским силам нужно ставить заслоны. Но это не означает, что нужно отказать религии в праве играть активную роль в публичной сфере, как предлагают некоторые агрессивные секуляристы. Активное присутствие религии в общественной сфере ничуть не более рискованно, чем воплощение нерелигиозных идей. В XX веке безрелигиозное и антирелигиозное мышление породило страшные примеры массового насилия. И сегодня под флагом безрелигиозных идей совершается не меньше, а может быть и больше актов насилия, чем под религиозным флагом.
По моему мнению, сегодня главная проблема заключается не в потенциальных конфликтах между различными религиями, но в дискриминации верующих людей со стороны представителей секулярного мировоззрения. Чтобы достичь стабильного мира, необходимо предложить альтернативу секуляристской модели развития общества. Эта альтернатива должна не исключать, а интегрировать в себя религиозное мировоззрение. Нам нужна такая модель общественного развития, которая возьмет все положительное у проекта модерна, а с другой стороны восстановит искусственно прерванную связь между религией и общественной жизнью. Поэтому, на мой взгляд, важно не только заниматься борьбой с религиозным экстремизмом, но, прежде всего, выстраивать механизмы поддержки созидательного присутствия религии в обществе. Незаменимым инструментом в этом случае является система образования.
Представители секуляристской модели развития сегодня настаивают на нейтральном преподавании знаний о разных религиях в национальной системе образования и на знакомстве с различными религиозными традициями без особого выделения родной религиозной традиции ребенка. К сожалению, нередко современные подходы к образованию предполагают передачу знаний и навыков, но не учат детей пользоваться этими знаниями. Это самая большая ошибка, особенно в эпоху активного развития технологий.
С точки зрения религиозного подхода, образование подрастающего поколения должно быть неразрывно связано с воспитанием. Религиозная мотивация созидательного поведения личности в обществе может сформироваться только тогда, когда происходит не просто нейтральная передача знаний о религии, а когда ребенку передается система нравственных ценностей через его собственную религиозную традицию. При этом такой процесс преподавания не является чем-то отстраненным для ученика, а задает ценностные рамки его жизни. Только будучи укоренена в своей традиции, личность сможет познакомиться с другими религиозными традициями мира и научиться уважать их.
В отношении развития системы религиозного образования Россия и другие страны бывшего Советского Союза представляют собой особый случай. Наш народ пережил время преследований религии и тотального запрета религиозного образования. Поэтому после развала СССР мы стали выстраивать эту систему с нулевого уровня. С одной стороны, каждая религиозная организация начала развивать свою, независимую от государства, систему образования от детских садиков до высшей школы. Но любая система образования — это очень затратное дело, поэтому вскоре стало ясно, что невозможно ответить на духовные запросы населения только силами религиозных организаций. Это общая задача религиозных общин, общества и государства. Лидеры основных религий России — Православия, ислама, иудаизма и буддизма — предложили следующую модель религиозного образования в государственных школах. Эта модель предполагает появление в учебном расписании обязательного предмета по направлению «Духовно-нравственная культура». Но внутри этой дисциплины есть опции по выбору. Родителям предлагается выбрать для своих детей религиозную культуру, основанную на их вере (Православие, ислам, иудаизм и буддизм), или историю религий или светскую этику. Должен сказать, что в нашей стране разразилась целая битва с секуляристами, которые настаивали только на нейтральном обучении детей разным религиям и были против мировоззренчески дифференцированного подхода.
К счастью, позиция традиционных религий России была поддержана Президентом России Д.А. Медведевым в 2009 году, а также нашла положительный отклик и у большинства населения страны. Теперь в нашей стране проходит эксперимент в 19-ти регионах, где в школах преподается эта дисциплина детям 11-12 лет. После эксперимента она станет обязательной во всех российских школах. Уже сейчас исследование результатов показывает, что данный предмет способствует воспитанию в детях нравственности, предотвращению межнациональных конфликтов и росту образовательного уровня учащихся.
Изучение основ религиозных культур в средних школах приносит безусловную пользу. Но есть чиновники различных уровней, которые стремятся различными способами сделать так, чтобы родители выбрали светскую этику. Это происходит потому, что представители секулярного подхода к образованию все еще не могут смириться с присутствием религии в публичной сфере. Такая реакция — это не просто особая проблема в постсоветских странах с недавним антирелигиозным прошлым. Во многих странах, где существует и на протяжении долгого времени поддерживается государством система религиозного образования, на национальные власти оказывается постоянное давление секуляристскими местными и международными силами с целью поменять систему религиозного образования и сделать ее нейтральной по отношению к различным религиям.
Уверен, что одних усилий по укреплению религиозного образования в каждой отдельной стране недостаточно. В глобальном масштабе на уровне международных организаций необходимо добиться твердого признания не только ценности религиозного образования и воспитания, но и обеспечить гарантии присутствия религиозного мировоззрения в других предметах школьного курса. Мы можем вместе для этого работать, например, в рамках ЮНЕСКО, в компетенцию которой входят вопросы образования. Мне известно, что недавно Организация исламской конференции пыталась провести через Исполнительный совет ЮНЕСКО проект резолюции по религиозному образованию, но он был заблокирован под предлогом того, что это не вопрос этой организации. Думаю, что, если провести хорошую подготовительную работу и сформировать широкий круг поддержки, то некоторые из тех стран, которые голосовали против проекта, могли бы его поддержать, особенно если его текст касался бы не только исламского образования, но и религиозного образования в целом.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru