Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протопресвитер Борис Бобринский. Наука о вечной жизни

Протопресвитер Борис Бобринский. Наука о вечной жизни
Версия для печати
27 октября 2010 г. 09:45

Богословие в современном мире — это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

*** 

— Что такое богословие?

— Богословие — это наука о жизни вечной. Не надо бояться этого слова, но не надо и злоупотреблять им, потому что слово «наука» часто извращается ... Конечно, чтобы быть ученым, надо иметь диплом, огромную эрудицию, но это не самое главное. Наши духовные школы, академии и семинарии, воспитывают человека в богопознании через Писание, через историю Церкви, через богослужение, через систематизированное в догматических книгах учение о Боге, о Троице, о творении мира, о человеке. Все это можно изобразить сухо и школьно, а можно очень живо, исходя из внутреннего опыта. И тут возможны разные уровни и глубины подхода к основным богословским темам.

Мне говорят: «Отец Борис, Вы специализируетесь на Духе Святом!» — Какой ужас! Я специализируюсь на Духе Святом... Как можно! Вы чувствуете: это сразу вызывает и смех, и страх! Тут нужно быть очень осторожным и вместе с тем знать, что подлинный богослов, прибегая к внутреннему личному и всецерковному опыту, который он впитывает в себя, вместе с тем не гнушается научными исследованиями. Одно другому помогает при условии, чтобы эрудиция не затеняла собой духовный опыт и смирение.

Вся проблема нашего духовного бытия заключается в том, чтобы человек стал цельным существом через единение разума, воли, любви, веры. Господь ждет, чтобы мы открыли Ему свое сердце. Когда мы открываем Господу сердце, то постепенно Он туда вселяется, и именно из сердца идет осеменение и оживотворение всех клеточек мозга, нервов, чувств. Происходит постепенное озарение и умиротворение нашего бытия. Подлинное духовное ведение есть ведение сердечное, что вовсе не означает сентиментальное или чувственное. Сердце — это корень духовного бытия. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим! Когда мы говорим о сердце, то говорим о том месте, которое обнимает и соединяет все наше бытие. Когда мы приступаем к боговедению, Бог открывается нам через Слово, которое проникает в глубину сердца, и Слово Божие должно в нас прорасти, соединиться с нами воедино. Когда Слово Божие вселяется в нас, то каждое наше слово становится отображением Слова Божия.

— Наука предполагает движение вперед. Возможно ли развитие богословия?

— Развитие богословской науки происходило в течение веков. Главным образом в связи с ересями — троичными, ересями, касательно Личности или двух Природ Спасителя. Благодаря ересям, как ни странно, Церковь формулировала свое догматическое учение. В настоящее время главная наша тема — бытие Церкви. Ну и, кроме того, я бы назвал проблемы экологии: отношения христиан к природе, которая сейчас находится в ужасающем состоянии. А мы ответственны за благобытие божественного сада, который нам Господь вручил расти и умножать.

— То есть богословие реагирует и на жизнь общества, и в этом его развитие?

— Я думаю, да. Это касается и отношения Церкви к социальным проблемам: неравенства, нищеты, болезней. И в этом смысле богословие не лишено пастырского отношения к людям, к верующим и к неверующим. Мы ответственны за мир, за людей, за тех, кто еще не познал Христа, или отверг Его, борется с Ним или отрицает Его. В этом отношении Церковь должна воспитать в нас чувство жалости, чувство глубокой ответственности за мир, который Бог так возлюбил, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Так что, видите, если мы во Христе, то мы уже во Христе любим и переживаем судьбы всего мира. Хорошо в этом смысле прочитать слова старца Силуана или некоторые места из Исаака Сирина. Эти святые горели любовью ко всему человечеству и ко всякой твари.

Что есть Церковь?

— Вы сказали, что богословие в XX веке изучало жизнь Церкви. Это отражено в трудах профессоров Свято-Сергиевского богословского института — архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Александра Шмемана, протопресвитера Николая Афанасьева...

— Протопресвитера Георгия Флоровского...

— Часто мы, верующие, вообще не задумываемся о том, что есть Церковь. А люди неверующие считают Церковь неким аналогом светского учреждения. Что же такое Церковь?

— Надо уметь различать в Церкви ее внешние одеяния: одеяния обрядов, символов, образов, которые исторически создавались и необходимы. Но за ними стоит внутренняя реальность. И человек имеет тело, плоть, мысли, лицо, но имеет и душу, которую нужно почувствовать и пережить, чтобы понять человека. То же в отношении Церкви: в ней есть институция, обрядность, строй, каноническое право, догматы, учение, правила, дисциплина Церкви, служебные дни, календарь ... Но в глубине этого есть другое. Церковь — Тело Христово. Церковь — Невеста Христова. Церковь — Дом Божий.

В Церкви служится Литургия. На проскомидии мы поминаем всех святых, которые невидимо предстоят и молятся с нами. Каждая Евхаристия совершается не только здесь, в земном алтаре, она соединена с небесной Евхаристией, с жертвой Христа, которая на все времена принесена раз и навсегда — на Тайной Вечере и на Голгофе. Господь говорит: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Вот это вечное умоление, молитва Христа пред Отцом. В эту Евхаристию входят все наши земные Евхаристии.

Да, мы не отрицаем закона, но за законом земным есть закон любви и закон жизни. А жизнь — это жизнь вечная, наполненная Духом Святым. Это дуновение Духа, животворящее все наши земные законы. Каноны нужны, потому что Церковь не может жить в беспорядке, в хаосе. Догматы нужны, потому что нельзя растворять истину в каких-то философских понятиях. За обрядами стоит реальность Богообщения и Боговдохновения, дуновение Духа, созидающее внутреннего человека.

— Праздник Пятидесятницы принято считать рождением Церкви. Почему?

— Потому что впервые совершилось исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16). Когда исходит Святой Дух, ученики Христовы становятся апостолами. Они получают помазание Духом. Так же как на Иордане при Крещении Дух Святой сошел на Господа и явил Его помазанником. Так же и здесь, когда Дух Святой сходит на апостолов, а через них потом и на их учеников, происходит помазание, то есть исполнение Духом Святым. Но осторожно: Пятидесятница не есть только исторический момент. Пятидесятница означает, что отныне открылись хляби, источники небесного дарования Духа. И отныне уже непрестанно мы находимся в состоянии дарования Духа. И каждая Евхаристия есть возобновление дара Пятидесятницы: «Ниспосли на ны и на предлежащие Святыя Дары сия Духа Твоего Всесвятаго...». И собранная община получает дарование Духа Пятидесятницы, Который сходил на учеников.

Нескончаемая Пятидесятница

— В трудах профессоров Свято-Сергиевского института живо и вдохновенно звучит тема бытия Церкви. Где ее истоки?

— Творчество «славянофилов» — Хомякова, Киреевского, Аксакова в XIX веке, а затем и Соловьева, подготовка Московского Собора 1917/1918 года имели огромное значение для осознания подлинной сущности Церкви и ее духовного бытия. Церковь страдала от закрепощенности в «синодальный период». Деятельность славянофилов и Московского Собора, прерванная революцией, продолжилась в трудах русских богословов, будь то находящихся в Белграде (митрополит Антоний (Храповицкий)) или в Иерусалиме (архимандрит Киприан (Керн)), в Париже и гораздо позже уже в Америке. Так что наше зарубежное бытие помогло нам отречься от «вавилонского пленения». Церковь ощутила себя внутренне свободной и потому могла вещать о самом главном.

— Вы полагаете, что истоки парижского богословия — именно в философии славянофилов и предсоборных обсуждениях?

— Нет, не только. И славянофилы, и Московский Собор, и деятельность Оптиной пустыни и Паисия (Величковского) — все это имело огромное значение для углубления чувства евхаристической сущности Церкви: где Евхаристия, там Церковь. Так ее восприняли наши парижские богословы: отец Сергий Булгаков, Флоровский и особенно отец Николай Афанасьев, который посвятил евхаристической экклезиологии всю свою научную деятельность. Наше поколение (Шмеман и многие другие) обязаны именно ему акцентом на Евхаристии как на сердцевине церковной жизни и церковной реальности.

— Как реагировала русская эмиграция, восприемница дореволюционной, обрядовой, традиции, на новое богословское течение?

— В русской эмиграции, будь то в Париже, Америке или в других странах были реакции против парижского, живого, богословия, которое олицетворяли не только профессора нашего института, но и Владимир Николаевич Лосский, Леонид Александрович Успенский, отец Сергий Булгаков (его учение вызывало недоумение) в пользу обрядоверия, которое до сих пор еще сильно в Русской Церкви.

— Изменялось ли Ваше личное отношение к Литургии и причащению?

— Вплоть до поступления в богословский институт в 19-летнем возрасте я прислуживал в кафедральном Александро-Невском соборе. Там причащались 3-4 раза в год постами и на праздники. Уже в богословском институте я научился тому, что подлинное участие в Литургии нераздельно от самого причащения. Все церковное сознание нашей молодежи, наших молодых преподавателей заключалось в том, чтобы пережить по-новому смысл Литургии, нераздельно от самого причастия.

— Как смотрело на это поколение Ваших родителей?

— По-разному. Многие сочувствовали, видя, насколько наше евхаристическое сознание глубоко и плодотворно, насколько оно осеменяло всю нашу мысль, все наше творчество, которое тоже было евхаристическим и пасхальным. Чувство нескончаемой Пятидесятницы, понимаете? Оно описано и у отцов Церкви. Николай Кавасила напоминает о том, что Пятидесятница есть не какой-то момент, а длящееся бытие Церкви. Все это мы проповедовали в юношеских организациях «Витязей».

— Когда от причащения 3-4 раза в год вы перешли к Причащению за каждой Литургией?

— Постепенно. Наши духовники это разрешали в частном порядке. Никогда не было так, что, мол, все могут причащаться, когда хотят. Всегда существовала личная крепкая связь с духовником, который брал на себя власть разрешить: «Причащайся еженедельно, а исповедуйся раз в месяц».

— То есть это не было причащением без исповеди?

— В том-то и дело. Причащение есть норма нашей жизни в Церкви. А исповедь связана с тем, что есть особые моменты церковного года (начало постов, праздники, Страстная) или чувство собственной греховности, когда мы стремимся непременно подойти к исповеди. У нас исповедь получила самостоятельное значение. Она перестала быть исповедью ради Причастия и сделалась способом внутреннего очищения, покаяния, общения с духовником. Мне в этом смысле очень помогло общение с моим духовником — архимандритом Киприаном (Керном). Начиная с 16-летнего возраста, я к нему ходил.

— Я очень люблю рассказ Бориса Зайцева «Река времен». Там дан точный образ отца Киприана?

— Очень точный. И я тоже этот рассказ люблю. Отец Киприан был монахом по призванию. Окончив Белградский университет, он стал инспектором в семинарии, потом по приглашению архиепископа Анастасия (Грибановского) возглавил Русскую духовную миссию на Святой Земле. Там он подготовил книгу об архимандрите Антонине (Капустине), переизданную сейчас в России. А в 1937 году начал преподавать литургику в Свято-Сергиевском институте, написал свою «Евхаристия». Когда во время войны Флоровский уехал в Америку, отец Киприан взял на себя и патрологию, закончил книгу об антропологии Григория Паламы, за которую был удостоен степени доктора богословия.

— Как он служил Литургию?

— Для меня его служение было идеалом молитвенной красоты. Красоты духовной.

Святость — это горение духом

— Насколько важным Вы считаете чтение так называемых в Служебниках «тайных» молитв на Литургии вслух? Эта практика широко распространена во Франции, в России же эти молитвы вслух читают лишь немногие священники...

— Надо быть осторожным, потому что чтение «тайных» молитв вслух требует духовного подготовления и церковного сознания общества. Так прямо читать людям, которые не привыкли, «тайные» молитвы вслух, будет слишком сильно, слишком непонятно, слишком долго. Тут нужна духовная педагогика, церковное образование, воспитание. Тут нужно время. В некоторых Церквях эта традиция постепенно прививается. У нас, на Западе, все чаще и чаще священники служат именно так.

— Насколько оправдано наше присутствие на Евхаристии без причастия? Мы молимся в конце Литургии: «Видехом свет истины, прияхом Духа небеснаго...». Выходит, что мы Духа небесного не приняли, а слова произносим всуе.

— Что оправдано, что не оправдано... Как я могу сказать? Иногда стоишь на Литургии и чувствуешь такое свое недостоинство, что не дерзаешь подойти к Святой Чаше. Иногда ты не подготовлен: что-то поел, кого-то обидел, кого-то огорчил. Всякие бывают состояния, но, конечно, Литургия осмысляется в своей полноте в причастии. Только мы не всегда можем эту полноту, это совершенство в себе явить и исполнить.

— На Литургии священник возглашает: «Святая святым»? Неужели Церковь считает нас святыми?

— Да. Мы призваны к святости. Это динамика: «святая» тем, кто «призван к святости». Все мы призваны к святости, другого пути у нас нет. «Будьте святы, как Отец ваш Небесный свят», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен», «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден». Три фразы, которые встречаются в разных местах Евангелия, но три раза мы уподоблены Отцу нашему Небесному. Так что действительно — «Святая святым». Это означает: «осторожно, вы прикасаетесь к святыне и потому со страхом Божиим принимайте залог вечной жизни, данный в Евхаристии». Каждый духовный поиск, каждый зов Христов, на который мы ответим, — есть начало освящения. Эти слова напоминают нам о нашем единственном пути: мы призваны не просто к трафаретной жизни, а к святости, и эта святость уже начинает действовать в нас. А святость означает горение духом.

Прапраправнук сына Екатерины Великой и графа Григория Орлова, сын графа А.А. Бобринского и графини Н.П. Ферзен, покинувших Россию во время революции, Борис Алексеевич Бобринский родился в эмиграции 25 февраля 1925 г. в Париже. С 1944 по 1949 гг. обучался в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Его преподавателями были еп. Кассиан (Безобразов), прот. Н. Афанасьев, архим. Киприан (Керн), прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. В. Зеньковский, А. Карташев и Л. Зандер. Большое влияние на становление богословского видения о. Бориса оказала близкая дружба с Вл. Лосским. В 1949 г. под руководством Г. Флоровского написал и защитил диплом на тему «Таинство миропомазания у восточных Отцов IV века», в котором предпринял попытку изучения богословия и практики совершения этого Таинства в ранней сиро-палестинской традиции (свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст и др.). С 1949 по 1951 гг. находился в научной командировке в Афинах при Православном богословском факультете, исследуя рукописи свт. Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 гг. приглашен преподавать историю Древнего Востока в Свято-Сергиевском институте. С 1954 г. и по настоящее время заведует кафедрой догматического богословия. Весной 1959 г. митрополитом Владимиром (Тихоницким) рукоположен в диакона, а осенью того же года во священника. В 1968 г. после трагической гибели о. Петра Струве назначен настоятелем франкоязычного право­славного прихода Пресвятой Троицы в крипте собора св. Александра Невского в Париже. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию при Свято-Сергиевском институте на тему «Почивание Святого Духа на Христе». С 1993 по 2005 гг. занимал пост декана Свято-Сергиевского института. Один из основателей и первый руководитель радиостанции «Голос Православия» (Париж). Автор многочисленных богословских трудов. (Биографическая справка с сайта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета).

Беседовала Александра Никифорова 

Материалы по теме

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла презентация сборника «Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»

В издательстве Общецерковной аспирантуры вышло новое учебное пособие «Русская религиозная философия»

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

При поддержке Новодевичьего ставропигиального монастыря во Франции состоялись памятные мероприятия, приуроченные к 175-й годовщине со дня кончины адмирала Павла Чичагова

Состоялось заседание Организационного комитета Дней духовной культуры России

Председатель ОВЦС возглавил работу круглого стола, посвященного соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников, проживающих в странах Азии и Австралии

Поминальная служба совершена у мемориала русским воинам в Галлиполи

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги