7 ноября, в годовщину октябрьского переворота, у стен храма святого Иоанна Богослова на Новой площади будет совершена панихида по всем жертвам событий 1917 года и последующего лихолетья. Заупокойное богослужение возглавит председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Портал «Православие и мир» попросил отца Всеволода прокомментировать предстоящее мероприятие:
— Панихида пройдет рядом с храмом Иоанна Богослова — это храм, который сейчас занимает Музей Москвы. Мы будем искренне молиться о жертвах 17-го года и последующих трагических событий страны. Место служения было выбрано не случайно. К сожалению, последствия национальной трагедии 17-го года до сих пор не изжиты. Об этом говорит, в частности, то, что в самом центре Москвы стоит храм без креста, в котором до сих пор нельзя проводить богослужения. Рядом, на Никольской улице, находится Греческий монастырь, главный корпус которого сейчас РГГУ сдает в аренду для частной клиники и кафе. Нам нужно деятельное покаяние, в том числе выражающееся в восстановлении храмов.
Правильную оценку событий того времени общество только сейчас начинает обретать. Открываются скрывавшиеся прежде факты. Многие начинают понимать, что в 17-м году вопреки воле народа власть была захвачена сокрушительной силой. Из-за этого наш народ потерял многие миллионы своих сыновей и дочерей. Страна лишилась многих из тех, кто мог бы дать ей развитие, которых она имела в большом количестве до революции. Все перемены в стране того периода происходили вне зависимости от согласия народа. Власть в тот период осуществлялась узкими группами, не имеющими народной поддержки. На том же Учредительном собрании необходимо было узнать волю народа, но этого не было сделано.
Мы молились о жертвах XX века много раз. Недавно прошла панихида по жертвам революции и гражданской войны. Мы будем молиться и о белых, и о красных — обо всех, кто погиб в результате того, что безумная идеология большевизма принесла разделение, вражду и кровь русского народа.
***
Панихида, возглавляемая отцом Всеволодом, пройдет в сослужении настоятеля Иоанно-Богословского храма, ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова игумена Петра Еремеева. Корреспондент портала «Православие и мир» обратился к отцу Петру с просьбой ответить на несколько вопросов в связи с предстоящим событием.
— Отец Петр, жертвы 1917 года — кто это, по-Вашему? Нужно молиться действительно за всех жертв, в том числе и за красноармейцев?
— Красноармейцы и гражданские, увлеченные в пучину братоубийства революционерами-агитаторами, не меньше других пострадали от событий 17-го года. Я убежден в том, что от бредовых идей горстки большевиков пострадал весь русский народ.
Я сам родом с Кубани. На моей малой родине на противоположных сторонах многих станиц есть захоронения тех скорбных лет: с одной стороны— кладбище красных казаков, с другой — братская могила расстрелянных белых казаков. И почти в каждой нашей кубанской семье были убитыми и белые, и красные. События 17-го года пролегли через сердца людей, разделили семьи, поколения, села, города. Поэтому для нас сегодня каждый, кто пострадал физически или духовно, — жертва, о которой надо молиться. И мы будем молиться 7 ноября о всех жертвах 17-го года независимо от их политической принадлежности.
— Как Вы лично воспринимаете события 1917 года?
— Это одна из самых кровавых страниц из жизни нашего Отечества. К этой трагедии российское общество и государство подходило постепенно, и в какой-то момент баланс сил был нарушен. Стало возможно невероятное для ментальности нашего народа массовое безумное братоубийство.
— То есть люди просто запутались? Но в наше время довольно много пожилых людей, ветеранов, считающих революцию мировым достижением, справедливым восстанием порабощенного народа. Как им донести истину, и в чем на самом деле была, по-Вашему, истина в то время?
— Сегодня можно оценивать историю революционных событий и последующего десятилетия свободно, без советских идеологических штампов. Раньше рисовали простую до дикости картину: вот класс порабощенных, а вот класс поработителей, значит, должен был произойти социальный взрыв, который нейтрализует социальную несправедливость.
Но все было не так просто и гладко. Годы, десятилетия после захвата власти большевики ощущали себя чужими в стране. Отсюда и первые ленинские концентрационные лагеря и умерщвление деревни, и искоренение религиозности. Восстания и акции неповиновения волнами прокатывались по всей стране.
Думаю, что не будь Отечественной войны и Великой Победы 1945 года, советская эпоха закончилась бы намного раньше. Эта грандиозная победа нашего народа продлила жизнь антинародному режиму. А черпал силы для этого подвига наш народ не в идеях основоположников коммунизма, а в своей православной общинности, в своей глубокой духовной натуре.
— Не считаете ли Вы, что события 1917 года были довольно предопределенными? Царь отрекся от престола, Дума была откровенно слабой, достаточно было пары выстрелов, чтобы захватить власть…
— Вся мощь, сила и богатство Российской империи для ее подданных олицетворялись в персоне государя. В отсутствии законного правителя, в отсутствии мощной, здоровой национальной элиты, несущей ответственность за судьбы народа, власть стали разбирать настоящие проходимцы.
Наш народ был буквально парализован, и Ленин умело воспользовался ситуацией. Немало этому способствовала и сложившаяся к тому времени духовно-нравственная обстановка в стране. Революционные идеи пропагандировались в России уже давно, а градус духовной жизни, нравственной трезвости россиян заметно падал. К сожалению, люди оказалась не готовы к серьезной оценке убийственных для них и для Отечества идей большевиков.
Беседовала Елена Вербенина