Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью протоиерея Всеволода Чаплина «Российской газете»

Интервью протоиерея Всеволода Чаплина «Российской газете»
Версия для печати
18 ноября 2010 г. 16:08

16 ноября 2010 года Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Законопроект, вызвавший серьезные споры и дискуссии среди тех, кого он коснулся, принят с серьезными изменениями и доработками. Подробности «Российской газете» рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

— Отец Всеволод, удалось ли в ходе обсуждения закона о передаче религиозного имущества прийти к решениям, хорошо согласовывающим самые разные интересы?

— Споры были серьезные, и работа была проделана достаточно большая. Хочу обратить внимание, что законопроект разрешает одну очень важную проблему. Устраняет глубоко противоестественную ситуацию, когда в госсобственности продолжают оставаться тысячи зданий, переданных государством Церкви в руинированном состоянии и восстановленных ею на свои средства.

А кроме того, большинство тех, кто участвовал в дискуссии, пришли к выводу, что не стоит блокировать процесс передачи имущества религиозным организациям. Хотя отдельные руководители музеев настаивали на этом. Но в их позиции весьма определенно был виден личный интерес. А может быть, и страх перед раскрытием того, что на самом деле творится в некоторых музеях. Все ведь наслышаны и о массовой пропаже культурных ценностей, и о некорректном использовании государственной собственности, в том числе в коммерческих целях. Боюсь, что именно эти два сомнительных момента и заставляют некоторых музейных боссов с невероятной энергией противодействовать возвращению Церкви того, что ею было создано.

— Но со стороны музейщиков были и резонные возражения.

— Их учли. В законопроект были внесены очень серьезные изменения, учитывающие позицию руководителей музеев и известных экспертов в области культуры. В законопроекте, подготовленном ко второму чтению, сказано, что религиозные организации при передаче им объектов культурного наследия будут брать на себя обязательства по их сохранению — дальше цитирую — «включая требования к их содержанию, условиям доступа, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ». Было внесено много поправок и по итогам обсуждения законопроекта в рабочей группе, и со стороны депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, и от региональных органов представительной власти.

Очень важная поправка законопроекта — при передаче религиозным организациям зданий, в которых находятся учреждения культуры, последним предварительно будут предоставлены равноценные помещения. Дополнительные гарантии предусмотрены в новом варианте законопроекта и для жильцов, выселяемых из зданий религиозного назначения, и для арендаторов. Жильцам будут предоставлены новые жилые помещения в соответствии с существующими нормами, а аренда не будет расторгаться.

— Какие все-таки возможны при этом трудности и осложнения и как их избежать?

— Законопроект предусматривает большой срок для практического осуществления передачи зданий — два года в бесспорных случаях и шесть лет в спорных. В последнем случае будет приниматься специальный план передачи, предусматривающий предоставление госучреждениям новых помещений и финансирование этого процесса. И за два года и за шесть лет можно спокойно договориться об учете законных интересов всех, кто имеет отношение к зданиям религиозного назначения.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в интервью «Известиям» сказал, что желательно со временем передать Церкви и хранящиеся в музеях иконы. А храмы в таком случае должны стать одновременно государственными музейными хранилищами. Но это серьезная перестройка музейного и хранительного дела.

— В этом законопроекте ничего такого нет. Церкви могут пока передаваться только бесхозные иконы, например, те, которые изымаются таможней у контрабандистов и не имеют законного хозяина. Находящиеся в музеях иконы могут передаваться Церкви только в пользование, но не в собственность. И уже часто передаются. Но вот условия, на которых они передаются, каждый раз должны быть предметом диалога между музеем и Церковью. Очевидно, что таким иконам нужны достойные условия хранения. Примеров тому масса — Толгская икона Богоматери в Ярославской области, Владимирская — в храме святителя Николая в Толмачах, которая одновременно является сокровищем Третьяковской галереи, Торопецкая, находящаяся сейчас под Москвой, икона Спаса Елиазаровского, недавно переданная в Елиазаровский монастырь. Удачных примеров гораздо больше, чем неудачных.

Но я убежден, что ненормально и то положение, когда в музеях хранятся тысячи икон XIX века, не нуждающиеся в специальном уходе и эксплуатирующиеся в коммерческих целях, для организации выставок за рубежом, после которых, как известно, некоторые из экспонатов почему-то не возвращаются назад.

Так что вопрос о возможностях для верующих поклоняться и совершать богослужения перед иконами, почитаемыми ими как святыни, остается открытым, но в любом случае он будет решаться через переговоры между Церковью и руководством музеев. Но действующие нормы законов никак не предусматривают отчуждение их из госсобственности. Еще раз повторю, что речь может идти только о передаче в пользование.

— Музейщики рассказывали ужасающие истории о том, например, что верующая уборщица — с благими намерениями — обтирала фрески Рублева чуть ли не шваброй с половой тряпкой.

— Знаете, нужно, наконец, говорить правду: фрески Рублева в Успенском соборе Владимира были испорчены реставраторами в 70-е годы! Ошибок музейщиков и реставраторов в этом деле в разы больше, чем Церкви. И если бы Церковь получила хотя бы половину тех средств, которые музейщики получают на реставрацию икон, я убежден в том, что все работы были бы произведены гораздо качественнее и, главное, на большем уровне честности.

А что касается Успенского собора во Владимире, то количество людей, приходящих в него на экскурсии, во много раз превышает количество людей, приходящих на богослужения, которые в Успенском соборе, кстати, совершаются только два раза в неделю. В то время как экскурсанты там находятся практически постоянно и зимой входят с мороза в зимней одежде.

— Есть ли в Церкви технология, стандарт сбережения культурных ценностей?

— Специалисты по древним иконам у нас одни и те же. И большинство из них готовы работать как раз на Церковь, а не на тех, чья честность вызывает большие сомнения. Они, поверьте, понимают, как повысилась бы отдача от их работы, если бы бюджетными средствами на реставрацию и хранение икон распоряжалась Церковь.

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю