Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью программе «Актуальная камера» Эстонской общественной телерадиовещательной компании («Novosti ERR», 15 сентября 2010 г.). Интервью состоялось в рамках поездки председателя ОВЦС в Эстонию 12-16 сентября 2010 года.
— Вы на Эстонской земле третий день. Какие впечатления появились у Вас за это время?
— У меня добрые и позитивные впечатления. Я приезжал в Эстонию, когда мне было семь лет. С тех пор прошел весьма долгий срок. Не могу сказать, что я очень хорошо помню Эстонию тех времен, но когда приезжаешь в Эстонию сегодня, сразу становится очевидно, что это современное европейское государство: здесь достаточно высокий уровень жизни, многое построено по современным европейским стандартам. Мне пришлось общаться и с эстонцами, и с русскими, и я отметил очень добрый дух, который царит в отношениях между двумя народами. В Эстонии проживает очень много русских — например, в таком городе, как Нарва, 95% русскоязычного населения, однако это и полноценный эстонский город. Важно, чтобы внутри одного государства представители разных народов сосуществовали в единстве и дружбе.
— По роду Вашей деятельности Вам приходится много ездить по разным странам. Эстония как-то выделяется в этом ряду?
— Эстония — это страна, которую все-таки трудно воспринимать как заграницу: слишком много есть общего в нашей истории, и я не ощущаю себя здесь в полном смысле слова иностранцем. Я бы очень хотел, чтобы добрососедское отношение, которое должно существовать между странами-соседями, развивалось и укреплялось, а те трудности политического характера, которые мы унаследовали от советской эпохи, от сложных 90-х годов, — ушли в прошлое.
— Вы сегодня встречались со спикером Эстонского парламента, с главой МИД. О чем-нибудь договорились?
— Мы касались разных вопросов, в том числе положения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Конечно, надо сказать, что сегодня Эстонская Православная Церковь имеет возможности для нормального существования, пользуется храмами. Храмы эти наполнены людьми, но в силу различных юридических коллизий Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата не является собственницей тех церковных зданий, которые она занимает.
— Да, берут в аренду.
— В 2002 году был подписан договор о намерениях между Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и Эстонским государством, согласно которому эти здания переданы в аренду Церкви. Но Церковь должна быть собственницей этих зданий, потому что они строились церковными людьми на церковные деньги. Они являются ее достоянием.
— Находите ли Вы сейчас понимание со стороной эстонских властей в этом вопросе?
— Договор 2002 года был первым шагом, сделанным в нужном направлении. Это был очень важный шаг. Он помог снять то напряжение, которое существовало, но я думаю, что требуются и дальнейшие шаги. И мы надеемся, что в ходе последующего диалога с Эстонским государством эти шаги будут сделаны.
— А есть ли у Вас впечатление, что эстонское государство готово делать эти шаги?
— У меня есть впечатление, что эстонское государство готово к диалогу. Кроме того, я надеюсь, что Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата не будет препятствовать передаче этих храмов в собственность Эстонской Церкви Московского Патриархата.
— Есть ли признаки того, что Эстонская Апостольская Православная Церковь, находящаяся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, готова с этим согласиться?
— Это очень деликатный «внутренний» вопрос, которого я бы не хотел сейчас касаться. Я не встречался с представителями этой Церкви в ходе своего визита, так как с их стороны не было приглашения.
— Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата хочет признания со стороны Московского Патриархата. Это возможно?
— Нам очень трудно признать сам факт наличия на одной территории двух церковных юрисдикций, потому что это противоречит церковным канонам. Православие в Эстонию было принесено именно Русской Церковью: уже в 1030 году в Тарту был построен православный храм. Поэтому нам очень трудно понять необходимость существования на одной территории двух Православных Церквей.
— Что же делать? Очень трудно представить, чтобы чиновники Константинопольского Патриархата перешли под омофор Русской Православной Церкви.
— Я думаю, что сейчас речь об этом не идет. Сейчас речь должна идти, прежде всего, о том, чтобы обе юрисдикции имели равные права в отношении того церковного имущества, которым они владеют.
— Насколько заметную роль играют «эстонские» трения во взаимоотношениях Московского и Константинопольского Патриархатов?
— Они играли очень заметную роль в 1990-х годах. В 1996 году именно из-за эстонской проблемы на несколько месяцев были разорваны отношения между Московским и Константинопольским Патриархатами. Сейчас эти отношения восстановлены, и наблюдается определенная позитивная динамика, но я думаю, что, поскольку эта проблема не решена, она будет оставаться на повестке дня наших отношений.
— Сейчас уже, видимо, можно говорить о готовящемся визите Патриарха Кирилла в Эстонию. Когда это может произойти?
— Думаю, что Святейший Патриарх Кирилл посетит Эстонию в ближайшие годы, но я хотел бы, чтобы еще до этого визита наметились дальнейшие позитивные шаги в решении той проблемы, о которой я сказал. Если Вы помните, Святейший Патриарх Алексий, который был уроженцем Эстонии и был здесь архиереем более 30 лет, после того, как произошли эти печальные события, долгое время не мог приехать в Эстонию. Он смог сделать это только тогда, когда был подписан протокол о намерениях 2002 года. Так вот, я надеюсь, что следующие шаги в решении этой проблемы будут сделаны до приезда сюда Святейшего Патриарха Кирилла, что создаст благоприятный фон для этого визита.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru