Израильские археологи полагают, что так называемые кумранские свитки (иудейские религиозные тексты, написанные между II веком до Рождества Христова и 68 годом нашей эры) не имеют отношения к известному поселению на Мертвом море. Скорее всего, эти документы были спрятаны в пещерах близ Кумрана несколькими волнами беженцев из Иерусалима, спасавшихся от римлян.
Сам Кумран, по мнению ученых, следует считать поселком при крупном гончарном производстве, а не «монастырем» секты ессеев. О новой гипотезе происхождения ценнейших источников по истории ветхозаветных текстов пишет газета the New York Times, используя материалы, опубликованные в журнале Biblical Archaeology Review.
Ицхак Маген и Юваль Пелег, археологи из Израильского управления древностей (Israel Antiquities Authority), более десяти лет руководят обширными раскопками на Мертвом море в районе Кумрана. Находки последних сезонов, в частности, обнаружение сложной системы водоснабжения, множества гончарных печей, готовых сосудов и огромного количества битой керамики, свидетельствуют в пользу того, что поселение было крупнейшим центром производства на протяжении по меньшей мере столетия — вплоть до разрушения его римлянами в 68 году нашей эры.
Согласно принятой в 1950-х-1960-х годах теории, в Кумране располагался «монастырь» религиозной общины ессеев — оппонентов официального иудаизма. Считалось, что им принадлежали свитки, поскольку среди рукописей был обнаружен устав общины. Если гипотеза Магена и Пелега верна, то Кумран населяли обычные ремесленники, а не религиозная община. Единственная связь между свитками и поселком гончаров — это сосуды, в которых рукописи хранились.
Lenta.ru/Патриархия.ru