Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион недавно совершил поездку на Афон. Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод благословили владыку ежегодно посещать монашескую республику для встречи с монахами русского Свято-Пантелеимонова монастыря и общения с игуменами и монахами других обителей. О своих впечатлениях от поездки и о нынешнем положении дел на Афоне владыка Иларион рассказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия».
— Ваше Высокопреосвященство, какова была Ваша программа пребывания на Афоне, и каковы впечатления от поездки?
— Программа посещения Афона была очень насыщенной. Я вместе с сопровождающими меня лицами побывал в десяти монастырях, четырех скитах и трех кельях Святой горы. В пяти монастырях и двух скитах были совершены Божественные литургии. Поздравил с 95-летием игумена русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремию. Святейший Патриарх направил отцу Иеремии поздравительный адрес и благословил возложить на него наперсный крест с памятной надписью.
В административной столице Афона, городке Карея, наша делегация была тепло принята протэпистатом (председателем Кинота — органа управления Афона) старцем Павлом из Великой лавры преподобного Афанасия Афонского. Во всех монастырях, которые мы посетили, нас принимали очень тепло и радушно. Отдаленность Святой горы от мира нисколько не умаляет братолюбия и гостеприимства в отношении паломников. А прикоснувшись к живой монашеской традиции Афона, сосредоточенной вокруг богослужения, мы явственно чувствовали святость этого места и особое над ним покровительство Пресвятой Богородицы.
— Это уже Ваша вторая поездка на Афон со времени назначения на пост председателя ОВЦС. Значит ли это, что Афон становится одним из приоритетных направлений деятельности возглавляемого Вами отдела?
— Святая гора на протяжении вот уже десяти веков является важнейшим духовным центром Православия. И чуть ли не с самого начала своего бытия святогорское братство включало в себя выходцев из разных Поместных Православных Церквей. Связи Русской Православной Церкви с Афоном не прерывались на протяжении всей ее истории, причем эти связи были двусторонними, то есть не только туда ехали насельники из России, но и многие выходцы с Афона имели немалое значение в истории Русской Церкви. Это и преподобный Антоний Печерский, который считается основателем русского монашества, бывший постриженником монастыря Эсфигмен, и святитель Киприан, митрополит Московский, вышедший из Великой лавры преподобного Афанасия Афонского, и преподобный Максим Грек, подвизавшийся в Ватопеде, и многие другие. В этом смысле у Русской Церкви существуют особые отношения как со Святой горой в целом, так и с отдельными ее монастырями в частности.
Отдел внешних церковных связей как синодальное учреждение Русской Церкви несет ответственность за эти отношения. Святейший Патриарх поставил передо мной задачу ежегодно бывать на Афоне для поддержания двусторонних отношений, для оказания необходимой помощи русским насельникам Святой горы, для совместной молитвы и духовного обогащения из сокровищницы святогорского монашеского предания.
— В ходе визита Вы посещали в том числе Андреевский и Ильинский скиты. Некогда это были крупные русские обители, сейчас же они населены греками. Какова сегодня ситуация с русским присутствием на Афоне?
— Прежде общее количество русских монахов на Афоне доходило до двух тысяч человек, а вместе с трудниками и паломниками превышало пять тысяч. Русские святогорцы населяли Пантелеимонов монастырь и подчиненные ему обители, Андреевский и Ильинский скиты, а также множество отдельных келий, относившихся к разным святогорским обителям. Драматические события ХХ века нанесли серьезный удар по «русскому Афону». Из-за невозможности на протяжении многих десятилетий пополнять братию насельниками из Отечества русские обители обезлюдели. Были утрачены Андреевский и Ильинский скиты, и стоило огромных усилий сохранить русское святогорское иночество как таковое.
Сегодня русский Свято-Пантелеимонов монастырь насчитывает около 60 насельников. Часть из них несет послушания в скитах Ксилургу и Новая Фиваида, на подворьях в Крумице (Афон), в Константинополе и в Москве. Вместе с тем во многих афонских греческих монастырях подвизаются по одному-два русских монаха. Выходцы из Русской Церкви населяют также и отдельные кельи, принадлежащие различным афонским обителям. Общее число русских иноков на Афоне не превышает 100 человек.
— Как известно, все афонские монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Каким образом Русская Церковь поддерживает связи с русским Свято-Пантелеимоновом монастырем?
— Духовная юрисдикция Константинопольского Патриарха на Афоне, закрепленная уставными документами Святой горы, не препятствует связям Русской Церкви с различными афонскими обителями, включая и русский монастырь. Кроме того, традиционная автономия Святой горы делает Афон в некотором смысле самостоятельным субъектом межцерковных отношений.
Однако мы всегда с полным уважением относимся к каноническому статусу Афона, испрашивая благословения у Константинопольского Патриарха на посещение Святой горы и совершение там богослужений. Путешествуя по Афону, русские архиереи получают также разрешение Священной эпистасии — высшего исполнительного органа духовной администрации Святой горы. Связь со всеми монастырями и Священной эпистасией осуществляется через официальную переписку.
Но с русскими насельниками нас связывают и неформальные узы. Русская Церковь чувствует свою ответственность за пополнение Свято-Пантелеимонова монастыря, а монастырь в свою очередь представляет на Афоне русское Православие. Эти, а также и чисто бытовые вопросы делают наши сношения с Руссиком более тесными и частыми. Важную роль в этих связях играет подворье афонской обители в Москве, которое находится при храме великомученика Никиты на Швивой горке и является местом, где желающие стать насельниками Святой горы проходят первое испытание, знакомясь с особенностями афонской монашеской жизни.
— Вы являетесь автором монографии «Священная тайна Церкви», посвященной одной из самых печальных страниц афонской истории — имяславским спорам. Скажите, насколько сегодня богословские вопросы занимают умы афонских монахов?
— За тысячу лет существования афонского монашества его история всегда ставила вопросы не только прагматического характера (о хозяйственном положении или количестве насельников), но и о тех духовных интересах, которыми жили афонские подвижники. Библиотеки святогорских обителей являются немыми свидетелями интеллектуальной работы, в различные эпохи происходившей в стенах монастырей. Например, в период турецкого владычества святогорские иноки становились иногда настоящими народными учителями, возвращая людей к вере и к полноценной церковной жизни.
С XIV века Афон стал центром исихастской традиции, распространявшейся оттуда по многим монашеским обителям христианского мира. Эта традиция до сих пор продолжает одухотворять жизнь святогорского иночества, рождая святых нашего времени. Одним из выдающихся богословов современности можно назвать афонского старца Паисия Святогорца, отражающего умонастроения афонского монашества. Конечно, как и в любом сообществе, здесь существуют и менее одаренные натуры, а умы некоторых иноков охвачены страхами перед глобализацией, экуменизмом и тому подобным. Но в своем большинстве афонское братство, постоянно имея перед собой духовный опыт святогорских подвижников, более рассудительно подходит ко всем вопросам церковной жизни.
В конечном итоге, в истории христианства именно монашество часто принимало на себя пророческое служение, сообщая людям волю Божию. Но это служение никогда не работало на разрушение Церкви, напротив, оно содействовало созиданию и укреплению верных.
— Как протекает обычный день святогорца?
— На Афоне существует стандартное деление суток на три части: восемь часов молитвы, восемь часов труда и восемь часов отдыха. Братия общежительных монастырей встает, как правило, часа в два или три ночи (по гражданскому времени). День начинается с молитвы в храме: полунощница, утреня, часы и Литургия. Затем завтрак, если нет поста и послушания. Часа за два до вечерни — отдых. Затем в храме совершается вечерня с пением молебного канона, после нее — вечерняя трапеза и повечерие. У каждого монаха есть и свое правило по четкам, совершаемое в келье. После захода солнца во многих монастырях отключается электричество, все ложатся спать. Каждый насельник выполняет свое послушание в обители: иеромонахи, число которых примерно равно числу престолов в монастыре, совершают Литургию, певцы занимаются пением, повара готовят пищу, архондаричные заняты в монастырской гостинице, библиотекари работают с книгами, огородничие копают грядки. Есть послушания фотографа, продавца в монастырской лавке, проводника по монастырским святыням, заведующего канцелярией и тому подобные.
Всей духовной и хозяйственной жизнью обители руководят игумен и старшие братия обители, имеющие звания эпитропов. Каждый монастырь имеет своего представителя в Протате (органе высшего духовного управления, осуществляющем верховное самоуправление и суд). Часть братии может проходить послушания на подворьях. За трапезой читаются святоотеческие труды или жития святых. Тогда же игумен может произнести слово назидания братии. В некоторых монастырях проводятся общие собрания насельников, на которых обсуждаются важнейшие вопросы духовного или бытового характера, бывают встречи с опытными духовниками, где каждый может задать волнующий его вопрос. В целом жизнь монастыря подобна малому государству, а ее успешность во всех отношениях зависит от слаженности действий всех его членов. Монашеские киновии (общины) являют также образ Церкви, вся их жизнь сосредоточена в евхаристии и в любви к ближнему, будь то собрат по монастырю либо паломник, прибывший из далекой страны.
— Какое место занимают Афон и его наследие в жизни вселенского Православия?
— Афон занимает очень важное место в жизни Православия, оставаясь средоточием монашества восточнохристианской традиции. Здесь, как нигде в другом месте, выходцы из различных Поместных Церквей учатся находить общий язык на основе единого святогорского предания, учатся братолюбию и духовной жизни. Наследие Святой горы многогранно: это и особая храмовая архитектура, и сокровища иконописи и монументальной храмовой живописи, и бесценные рукописи, и совершенно особый уклад жизни, который выкристаллизовывался веками — именно он помогает инокам не выходить из правильного настроя. Наконец, это великая традиция «умного делания», благодаря которому монашество становится «солью земли» и «светом мира».
— Планируется ли поездка Патриарха Кирилла на Афон?
— Святейший Патриарх в бытность митрополитом неоднократно бывал на Святой горе и чрезвычайно полюбил это место. Он обязательно посетит Афон при первой возможности. Удобнее всего будет совместить эту поездку с официальным визитом в Элладскую Православную Церковь, которая планируется, согласно диптиху, в ближайшие годы.