25 января 2011 года в рамках Рождественских образовательных чтений в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению прошла секция «Особенности и перспективы социального служения в сельской местности. Роль Церкви в организации помощи деревне».
Регулярное посещение священником сельских жителей, организация епархиальных женских советов, забота о нуждающихся жителях села, работа с приезжающей в села молодежью должны быть положены в основу социального служения сельских приходов. К такому выводу пришли участники секции, сообщает Диакония.ru.
Помощь, которую пытались оказать погорельцам жители крупных городов в период чрезвычайной ситуации лета 2010 года, показала, что зачастую они плохо представляют себе жизнь и потребности села. Собравшиеся священники, сестры милосердия, активные прихожане в ходе дискуссии пытались выработать идеальную модель социального служения для сельского храма. Как отметил куратор секции руководитель сектора по связям с епархиями Синодального отдела по благотворительности игумен Серафим (Кравченко), на селе неприложимы столичные модели, поэтому необходимо распространить опыт действующих сельских социальных проектов.
Руководители таких проектов поделились своим опытом. Настоятель Владимирского храма с. Давыдово Ярославской области иерей Владимир Климзо рассказал об организации летнего лагеря для детей с ментальной инвалидностью. По словам священника, его храм прошел типичный путь сельского прихода. В 1998 году началось восстановление церкви, через пять лет стали служить Литургию. «И в это время Господь стал стучаться к нам: пришли инвалиды, нищие, — рассказал отец Владимир. — Мы их всех собрали, и у нас получились детский сад, младшая школа, приют, летний лагерь для ментальных инвалидов». Он уверен, что начинать социальное служение на селе надо с малого.
Точку зрения отца Владимира поддержал игумен Серафим (Кравченко). «Большинство монастырских приютов начиналось с одного-двух подброшенных детей», — заметил отец Серафим.
Как познакомиться со своими прихожанами и сделать их своими верными помощниками, рассказал настоятель Смоленского храма поселка Выездное Арзамасского района Нижегородской области протоиерей Олег Куря. «Главное — жить все время на селе», — считает он. Литургии в сельских храмах обычно совершаются по воскресеньям и праздникам, а остальное время он предлагает посвятить общению с прихожанами — в неделю достаточно посещать одну семью. По мнению отца Олега, такое знакомство с прихожанами позволит привлечь прихожан к делам милосердия.
Большую поддержку сельским священникам оказывают их супруги. В Воронежской епархии действует женский совет. Одна из его членов Марина Черницина рассказала об организации вещевого банка, благотворительных ярмарок, клуба многодетной мамы, посещении матушками детских домов.
Важный аспект социального служения в сельской местности — участие священника в повседневных заботах жителей села. Во многих случаях священник воспринимается сельскими жителями как представитель власти: если в населенном пункте происходит отключение электричества или происходит какая-то другая авария, сельские жители зачастую обращаются сразу же к священнику.
Отдельный вопрос — уход за сельскими кладбищами, которые располагаются рядом с храмами и находятся в ведении государства. Часто администрация населенного пункта просит священника самостоятельно поддерживать порядок на кладбище. Игумен Серафим (Кравченко) предложил привлечь к уходу за сельскими кладбищами молодежь, отдыхающую в православных лагерях, а также помочь организовать им палаточный лагерь рядом с селом.
Также участники секции обсудили проблему пьянства в сельской местности. Один из способов борьбы с пьянством предложили клирики Воронежской епархии, где был организован конкурс «Самое цветущее подворье».
Патриархия.ru