В интервью «Российской газете» (№ 5428 от 14 марта 2011 года) председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о праздновании Дня православной книги и современном православном книгоиздании.
— Владыка, в России второй год отмечается День православной книги. Для чего он задуман?
— Главная цель — популяризация чтения православной литературы. Причем этот процесс должен происходить, в первую очередь в среде самих православных. Более 20 лет мы говорим о втором Крещении Руси, но большая часть крещеных, в лучшем случае, за свою жизнь только одну книжку подержала в руках. А если спросить, читали ли они Евангелие, большинство не сможет дать положительный ответ. Возникает вопрос: как можно считать себя христианином, если человек не знает основной книги христианства. Если человек взрослый принимает Крещение, он уже должен знать эту Книгу книг, а если крестят ребенка, то это требуется от его родителей и восприемников.
В то же время я скажу, что путь к Евангелию лежит через книгу, которая поможет человеку обрести веру и любовь ко Христу. Читать Евангелие необходимо с верой. Тогда чтение принесет пользу для души человека. Отсюда и вытекает цель Дня православной книги — помочь человеку, особенно молодому, взять в руки книгу и прочитать ее. Человек, прочитав одну книгу, пожелает узнать больше о Боге, о Христе, о спасении, о том, как должен жить христианин.
— Многие говорят, что век книги кончился, пришло время аудиовизуальной культуры. Является ли сегодня чтение «образующим» человека и его личность явлением?
— В последнее десятилетие сильный ход набрало развитие электронных технологий. Новый формат книги, аудио- и электронной, вошел в нашу жизнь, и сейчас, я думаю, нет среди молодежи таких, кто не пользовался бы электронной книгой. Но ведь это тоже книга! Да, меняются времена, меняются носители информации, и это нормальное и вполне закономерное явление. Мы ведь не пишем сейчас книги на пергаменте или на каменных дощечках, вместо этого используем бумагу, а теперь все чаще электронные гаджеты. Широкое использование новых технологий не означает, что традиционная печатная книга отживает свой век. Ей еще долго быть с нами, а нам с ней. Я придерживаюсь мнения, что эти два вида книг не конфликтуют, а дополняют друг друга. В электронной книге легче найти нужное место или нужную цитату, она удобней при путешествии, поскольку нетяжелого веса, в памяти хранит десятки книг. Аудиокнигу можно слушать в дороге, но вечером, завершив рабочий день, особенно в офисе за компьютером, намного приятней сесть на диван, открыть печатную книгу и почитать для души. Читая печатную книгу, человек поистине получает удовольствие. Удобней печатная книга, и когда человек занимается научным исследованием. Он может на столе разложить десяток книг и сосредоточенно работать. Ну и совсем невозможно себе представить отшельника, читающего правило по электронной книге. Молиться легче, когда держишь в руке печатный молитвослов.
— Каково место православной книги в мире современных книг? Что такое православная книга сегодня?
— Сегодня в России среди всей издаваемой литературы доля православной составляет меньше пяти процентов. Почему? Можно назвать ряд причин, но самой важной, пожалуй, является принцип формирования книжного распространения. На сегодня почти 70 процентов православной книжной продукции, включая аудио- и электронную книгу, выпускают частные издательства, у которых главный принцип — прибыль. Это неправильно. Православное книгоиздательство и распространение должны приобрести миссионерский характер. Издатель должен выходить к читателям и исходя из соображения духовной пользы. Православная книга должна формировать правильный внутренний настрой человека, развивать веру, деятельной делать любовь, приводить человека к Богу. Наш современник образован, а окружающий его мир имеет развитую систему информации. Но в большинстве случаев эта информация агрессивная и растлевающая его душу.
Сегодня не хватает хорошей православной детской, подростковой литературы, книг для молодежи. У каждого возраста своя психология, интересы, своя возрастная культура. Мы говорим, что мир быстро меняется, но не учитываем, что и детский мир меняется быстро. Сейчас дошкольник может работать на компьютере, и смартфон вызывает у него вопрос «Какой марки?», а не «Что это такое?». Я порой слышу от родителей, что ребенок не хочет читать. И знаю, почему это происходит: у нас недостаточно такой литературы, которую ребенок, взяв в руки, не хотел бы выпускать. Мы сейчас ставим перед писателями и издательским сообществом задачу: дайте такую литературу. Необходимо, чтобы она была православной, формировала в ребенке добрые начала, была хорошо издана и соответствовала детской ментальности. Нам нужно больше хороших детских книжек, ведь именно с них начинается «завтра» нашей страны, нашего народа.
Правда, и родители должны понять, что любовь к книге у ребенка зависит от семьи. Если ребенок будет видеть родителей читающими, то и у него появится желание читать. Если родители не будут жалеть время для беседы с ребенком о прочитанном, то ребенок будет более внимательным читателем. Конечно, легче поставить ребенку мультфильм или посадить его играть в электронные игры, но что это даст ему? Не вред ли, как душевный, так и интеллектуальный? А хорошая книга помогает развитию у ребенка веры, любви, она развивает в нем добрый залог его будущего и будущего нашего отечества.
— Мы знаем, что в мире православной книги появились важные маркировки. В частности, список книг, которые не рекомендованы к распространению как православные. Читаю письма святителя Феофана Затворника и встречаю в них ссылки на такого рода «неверные» книги еще в XIX веке. Расскажите о книжной политике Церкви в этом вопросе.
— Позиция Церкви по данному вопросу довольно проста и ясна. Мы хотим, чтобы через церковную книжную сеть реализовывалась только та литература, которая на самом деле является православной и душеполезной. В наше время появилось большое число околоцерковной литературы, содержание которой порой наполнено оккультными, еретическими и даже языческими воззрениями. Это очень опасно, и мы призываем издателей ответственно подходить к выбору издаваемой литературы. В чем здесь проблема? Когда человек приходит в храм и приобретает книгу, он надеется, что, прочитав ее, получит правильный ответ на волнующие его вопросы. Ну а если книга дает неправильный совет, то этот человек вредит себе, и получается, что в этом участвует и Церковь. Чтобы это предотвратить, при Издательском Совете образована Коллегия по рецензированию. Каждая книга внимательно рассматривается на ней, и ей присваивается гриф. Это не цензура, гриф дает право на распространение издания через церковную книжную сеть.
— До революции самыми читаемыми книгами среди грамотных людей России были «Лествица» и «Поучения аввы Дорофея». Какие книги лидируют сегодня? Есть ли спрос на личности и авторов? Есть ли запрос на древние, первоотеческие книги, или особо острая нужда в современном разговоре о вере? Важны ли мировоззренческие споры между верующими и неверующими людьми? Появятся ли у нас новый Шмелев, Зайцев или хотя бы Никифоров-Волгин?
— Удивительно, но факт, сегодня одними из самых популярных книг все так же являются «Слово духовное в тридцати главах» преподобного Иоанна Лествичника, или, как чаще называют этот труд, «Лествица», и «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Если обратиться за данными к довольно справедливой статистике по рецензированию книг Издательским Советом, то можно отметить, что солидную часть из них составляют святоотеческие творения и переиздания Священного Писания. Раз их издают, значит, они востребованы читателем, значит, люди читают святых отцов. Причем не отдается особого предпочтения древним или современным отцам, все они пишут о том, что актуально в любое время. Но кроме святоотеческой литературы есть и художественная, направленная на развитие в человеке высоких духовных и нравственных идеалов. К сожалению, большинство из таких книг является лишь очередным переизданием трудов упомянутых вами авторов, а не новыми произведениями наших современников.
— В позапрошлом году была учреждена Патриаршая литературная премия. Кого и что хотелось больше всего ею поощрить?
— Премия предназначена, в первую очередь для светских писателей, которые вносят значимый вклад в дело духовного развития нашего общества. Возможно, благодаря Патриаршей литературной премии у нас появятся «новый Шмелев, Зайцев или хотя бы Никифоров-Волгин». Ведь основная ее цель — поддержать тех авторов, которые своими трудами укрепляют духовные и моральные традиции нашего народа.
— Что Вы сами читаете, владыка? Что является Вашим излюбленным чтением?
— Люблю читать литературу, которая раскрывает смысл жизни, заставляет задуматься о том, почему и для чего человек существует. Это мне придает уверенности в моем пути. Люблю читать о современных подвижниках веры, особенно об афонцах. Они жили не так давно, они — наши современники, но их слова подтверждают, что наставления древних отцов Церкви актуальны и сейчас. Кроме того, так как я принимаю непосредственное участие в подготовке к изданию полного собрания творений святителя Феофана, затворника Вышенского, то в настоящее время мне приходится довольно много читать трудов этого великого святого нашей Церкви. Многие вещи перечитываю не первый раз, но больше убеждаюсь в силе духа этого святителя, в актуальности его духовных наставлений. К тому же я продолжаю исследование по теме Русская Православная Церковь на Аляске. Мне приходится довольно много работать с архивными материалами и рукописями, что по-своему прекрасно. Беря в свои руки старые страницы, ты как будто прикасаешься к тем далеким временам, становишься их участником. Открываешь непознанный для себя доселе мир, в котором находишь много прекрасного и удивительного!
Беседовала Елена Яковлева