Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Онлайн-коференция председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина

Онлайн-коференция председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина
Версия для печати
17 марта 2011 г. 15:00

В рамках состоявшейся 16 марта 2011 года онлайн-конференции, которая была организована РИА «Новости», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы интернет-пользователей.

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина: Я рад приветствовать всех в дни Великого поста. Пушкин назвал их печальными, но при всем уважении к великому поэту можно заметить, что печаль это только внешняя характеристика поста. Великий пост это время молитвы, время исповеди и Причастия, время серьезных размышлений над своей душой и свой жизнью. Время, когда человек должен измениться. Нам постоянно говорят о необходимости перемен, но никакие перемены социальные, политические, экономические, технические не пойдут на пользу, если у человека внутри будет черно. Тогда он любые технологии и социальные реконструкции обратит во вред и себе, и окружающим. Вот почему настоящая перемена должна означать освобождение от рабства греху, от неволи зла и способность сделать сердце и ум чистыми. Пост это время для того, чтобы навести порядок в своих мыслях, в своих чувствах, в своих отношениях с ближними и с Богом. Это не время очищения организма от шлаков, ведь пост не есть диета. Это время очищения головы и сердца от эгоизма, от лени, от праздности, от всего, что мешает человеку быть по-настоящему свободным и открытым к тому, чтобы услышать голос Бога и увидеть его.

— Почему в церквях ведется торговля?

— В храмах торговля не ведется. Люди жертвуют для того, чтобы поблагодарить священника за совершаемые Таинства или за молитву, жертвуют за книги и иконы, жертвуют за свечи. Но это ни в коей мере не торговля. На молитву обычно нет фиксированной цены. Там, где ценники по старинке еще висят, люди должны знать, что это прямое нарушение указаний Святейшего Патриарха. Книги, свечи предполагают определенную сумму пожертвования и в этом случае ценники уместны. Но если кто-то, кто не имеет денег, попросит свечу или книгу бесплатно, ему ее бесплатно дадут. Также как если человек не имеет, что пожертвовать в связи с крещением или отпеванием, эти молитвы совершают бесплатно.

— Отец Всеволод, у меня вопрос по поводу документа, разработанного при участии вашего отдела — «Вечные ценности — основа российской идентичности». Скажите, пожалуйста, кто может участвовать при обсуждении этого документа, и каким образом можно присоединиться к обсуждению?

— Этот документ разрабатывается в рамках Всемирного русского народного собора и Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе. Оба органа, по сути, являются общественными, но в их работе активно участвует Русская Православная Церковь. Документ постоянно меняется. Практически после каждой дискуссии появляется новая версия. Я думаю, что настанет момент, когда удастся провести максимально широкую дискуссию, в том числе в интернете, Всемирный русский народный собор состоится в двадцатых числах мая, до этого время еще есть.

— РПЦ хочет закрыть все интим-магазины в г. Архангельске, что вы об этом думаете?

— То, что у нас появились такие магазины, признак нездоровья общества. Люди, которые в них обращаются, на мой взгляд, несчастны. Если они занимают в городе видное место, призывая детей и приманивая подростков, это ненормально. И таких магазинов с бурной рекламой на городских улицах, мне кажется, быть не должно.

Мы победили игорный бизнес, мы побеждаем его нелегальные формы, добиваемся успехов в ограничении торговли алкоголем, думаю, что и с этой проблемой справимся. Церковь много лет говорит о том, что ту же торговлю алкоголем надо ограничить. Три года назад над нами смеялись, но теперь люди видят, что это возможно. Надеюсь, что мы доживем до того дня, когда продажа алкоголя в ночные часы станет невозможной, а ларьки, торгующие пивом и так называемыми алкопопами, вообще исчезнут.

— Спасибо Вам за все, что Вы делаете! Скажите, а у Вас больше сторонников или противников? Могу сказать за себя — я на Вашей стороне!

— Думаю, что больше сторонников, в том числе среди молодежи. Противники это в основном та часть элиты, которая надеется раскрепостить темную и хаотическую энергию и на этом деле заработать если не финансовый, то политический капитал. Мне кажется, любой здоровый нормальный человек согласится с утверждением о том, что современной России нужно верховенство нравственного закона, как бы это идея не пугала тех, кто привык манипулировать человеческими пороками и наживаться на них.

— Зачем Церковь присваивает себе музейные комплексы?

— Не будем забывать, что большинство икон и святынь, а также храмовых зданий, которые сегодня находятся в распоряжении музеев, было варварски отнято у верующих. Везде, где памятники искусства и архитектуры нужно сохранять, Церковь будет это делать. А везде, где нужно будет вести экскурсионную, научную и музейную деятельность, Церковь будет стараться ее осуществлять. Но когда в храмах нет молитвы, когда иконы держатся в запасниках и никто, кроме сотрудников музея, не может их увидеть, и перед ними нельзя совершить богослужение, это, согласитесь, глубоко ненормально.

— Расскажите, что вы думаете о растущем клерикализме в России? Почему Церковь так стремится «вернуть» себе объекты, которые принадлежат не ей, а всему миру, и являются не объектами, принадлежащими Церкви, а общемировыми достопримечательностями? То же самое касаются и икон, и других вещей. Зачем и почему?

— Если иконы и храмы вновь станут доступны для молитвы и богослужения, они не перестанут быть общедоступными местами. Более того, за вход в них не нужно будет платить деньги, которые вы платите за вход в музей. Причем здесь клерикализм, я не понимаю совершенно. Речь идет о естественном восстановлении справедливости. Она восстановлена в полном объеме во всех странах, бывших частью так называемого социалистического лагеря. Исключение составляют только Россия и Украина. Хотя и здесь наконец-то властью предпринимаются правильные шаги.

— Расскажите о Вашем отношении к русификации богослужения или его части (с церковнославянского языка на современный русский)? В чем для «обычного» мирянина РПЦ может заключаться смыл использования церковнославянского языка в богослужении?

— Подавляющее большинство верующих людей не желает изменений церковнославянского языка в богослужении на современный русский. К сожалению, так и не сделано достойного перевода богослужения на русский язык. Перевода такого, который был бы одновременно поэтичен и точен. Может быть, когда такой перевод появится, отношение к проблемам богослужебного языка начнет меняться. Впрочем, церковнославянский язык вовсе не так тяжел и непонятен, как нам иногда пытаются сказать. Выучить его очень просто. Чтобы понимать богослужение, надо понять значение пары сотен слов, что совсем не так тяжело. Люди учат английский и французский, учат даже китайский, норвежский, арабский, чтобы иметь успех в деловой профессиональной карьере. А почему не сделать гораздо меньше усилия ради понимания духовной традиции твоих предков.

— Отец Всеволод, как вы считаете, существует ли в России на сегодняшний день вероятность межэтнических и межрелигиозных конфликтов? Что можно делать, а что нельзя?

— Опасность таких конфликтов есть. И это одна из самых страшных для России опасностей. Еще до событий на Манежной площади я выступал на одном торжественном собрании и говорил, что межнациональные столкновения в центре Москвы могут перевернуть всю страну. Меня никто не послушал, люди продолжали произносить парадные отчеты, но очень скоро мы увидели, насколько опасным может быть ожесточение на национальной почве. Если в центре столицы перед телекамерами прольется кровь на почве национальной или социальной розни, это может привести к гражданской войне. Вот поэтому надо сделать все, чтобы избежать и межнациональных и социальных столкновений. Надо договориться о правилах взаимного поведения людей разных национальностей, в том числе большинства и меньшинств, коренных жителей и мигрантов, какие реплики, какие термины не допустимы, как вести себя в общественных местах таким образом, чтобы не обижать других, как определить оптимальное время и место для проявления национальных и культурных особенностей, как наказывать за унижение людей по национальному и религиозному признаку. На все эти вопросы государству и обществу нужно давать ответ, чтобы России не пришлось пережить новую национальную или социальную катастрофу.

— Действительно ли современная Церковь знает о современных проблемах общества? Мне кажется, что наиболее острая проблема сейчас — выжить, к сожалению. Потому что хочется жить, а не выживать.

— О проблемах людей мы знаем. И из исповеди, и из практики посещений людей в больницах, тюрьмах, на предприятиях, и, конечно же, из СМИ, за что СМИ отдельное спасибо. Выжить — цель хорошая, но недостаточная. Важно действительно не выживать, а жить, и жить так, чтобы земная временная жизнь продолжалась в блаженной вечности. А для этого нужна истинная вера и нужны добрые дела.

— Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к введению всеобщей электронной карты в 2012 году? Не является ли она той самой печатью Антихриста, о которой говорится в Апокалипсисе?

— Я не думаю, что стоит ставить знак равенства между этой картой и печатью Антихриста. Но многие люди выражают обоснованное беспокойство в связи с тем, что карта облегчит создание системы, в которой единая база данных будет содержать информацию буквально обо всей жизни человека, его успехах и неудачах в учебе и работе, доходах и расходах и перемещениях по миру стране и города, о том, вместе с кем он перемещался, от чего лечился, какие продукты предпочитает, какие книги берет в библиотеке и так далее. Такой массив информации делает человека очень уязвимым перед любым давлением, в том числе мировоззренческим. А попытки мировоззренческого давления на людей под предлогом исполнения законов сегодня усиливаются. В некоторых западных странах фактически уже нельзя даже цитировать Библию в той ее части, где осуждается гомосексуализм или говорится об истинности одной веры.

Есть и другая опасность. Выводы о благонадежности или неблагонадежности человека скоро сможет делать уже не чиновник, а просто компьютерная программа. Положим, летел ты в одном самолете рядом с двумя арабами, ел вместе с ними халяльную еду, а через два года купил в магазине Коран. На основании одного этого тебя могут не взять, например, на госслужбу. Так что рождающаяся система смешивает технический прогресс и старые как мир попытки закабалить человека, поставить его под контроль. И в этих условиях Церковь настаивает на том, чтобы принятие новых идентификаторов и согласие на обработку данных о человеке было добровольным. И чтобы люди, отказавшиеся от электронных идентификаторов, не оказались лишены медицинской помощи, пенсии и иных социальных благ, которые они заработали.

— Почему богослужения не ведутся на национальных языках? Может, вы считаете, что Бог знает только один церковнославянский, который больше всего русский?!

— Про церковнославянский язык я уже сказал. Замечу, что в нашей Церкви есть много приходов, где служат на национальных языках: украинском, молдавском, эстонском, латышском и так далее. Так что подобная практика есть.

— Всеволод, скажите, пожалуйста, верите ли Вы в жизнь после смерти? Что Вы думаете о реинкарнации?

— Смерть — это переход в вечную жизнь, которая может быть блаженной, а может быть мрачной. И этот переход делается только один раз. Если происходит постоянная реинкарнация, теряется нравственный смысл земной жизни. Если воспринимать эту жизнь как черновик, который потом можно будет десять или сто раз переписать, ты начинаешь проживать ее слишком безответственно и слишком часто позволять себе вещи, которые на самом деле разрушают твою жизнь, единственную, которая готовит тебя к вечности.

— Скажите, каково Ваше отношение к теологии процветания, которую культивирует евангельская церковь Новое поколение, и ее адепты...

— Приверженцы этого учения считают, что благоволение Божие к человеку проявляется в богатстве. Есть большой дом и модная машина, значит, Бог тебя благословил, нет всего этого, значит, ты Богом оставлен. На самом деле Бог дает разному человеку разное, для кого-то полезно быть президентом, а для кого-то простым рабочим, кому-то полезно иметь много денег, а кому-то лучше оставаться в бедности, кому-то полезно быть здоровым, а кого-то избавить от эгоизма, от агрессии, от саморазрушения, то есть от того, что человеку повредит, может только через болезнь. Взгляд на богатство как мерило Божия благоволения, я считаю, достаточно примитивным, уж пусть простят меня сторонники такого взгляда.

— Интересует, как РПЦ обосновывает свое «добро» на строительство мечетей и т.п. в православной столице?

— Есть много мусульман, которым негде молиться. И их желание должно, на мой взгляд, найти поддержку и у городских властей, и у общества в целом. Другое дело, очень важно, чтобы планы строительства любого общественного здания, в том числе культового, будь то православный храм, мечеть или синагога, обсуждались с местными жителями и в ходе этого обсуждения искались бы решения, максимально устраивающие разных людей, православных и мусульман, верующих и неверующих. Понятно, что жители домов в принципе против любого места, предполагающего скопление людей. Но такие места в городе необходимы. Это и магазины, и клубы, и театры, и храмы, и мечети. Вопрос о том, где они должны строиться, никуда не исчезнет.

— Отец Всеволод, не считаете ли Вы, что средства Московской Патриархии, на которые ведется строительства так называемого Объекта на Юге России (именуемого в народе Дворцом Патриарха), следует использовать на благотворительные цели: содержание и лечение отказных детей, стариков и животных?

— Речь идет о духовно-культурном центре. Такие центры нужны в разных регионах России для того, чтобы люди могли рассуждать о вере и жизни, о настоящем и будущем нашего общества. Без такой духовной, интеллектуальной и культурной работы у нас будет все больше и больше отказных детей и брошенных стариков. Не случайно даже в самые трудные годы люди отдавали последнее, чтобы построить храмы и монастыри. Без духовного культурного, интеллектуального измерения жизни общество гибнет, становится легкой добычей недругов. Вот почему так нужны места, где это измерение жизни созидается.

— Уважаемый Всеволод, как воспринимает атеистов религиозная организация, которую Вы представляете? Считаются ли они идейными противниками, людьми в чем-то ограниченными или, например, «посланными во искушение», чтобы посеять сомнение в душах верующих? В первую очередь меня интересует каноническая точка зрения. Спасибо.

— Я знаю многих неверующих людей, в конце концов, я среди них рос, многие из них потом стали верующими, некоторые остались атеистами и умерли без веры, о чем я очень жалею. И вижу, может быть, и свою вину в том, что не помог им увидеть Бога. Это люди, которых мы уважаем, с которыми спорили и огульно спорим, но стараемся делать это без озлобления и вражды. Не хочу никого обидеть, но, мне кажется, что большинство закоренелых атеистов, это люди с очень трагичным миросозерцанием. Впрочем, есть и другие. Те, которые оправдывают поверхностным неверием свое желание как можно больше делать то, что нравится, не оглядываясь на нравственные принципы. Эти люди вроде бы довольны собой, но и их модели поведения рано или поздно в жизни приходит конец.

— Здравствуйте! Для многих верующих начавшийся пост связан с ограничением себя, в первую очередь, в пище, насколько это важно? Что является истиной целью Великого поста?

— Отказ от животной пищи и от любой обильной пищи помогает человеку быть духовно более собранным. Один умный христианин недавно напомнил в интервью, что после сытного обеда ни молитва, ни размышления не даются так легко, как на голодный желудок. Впрочем, как я уже говорил, пост это не диета. Это время исповедования своих грехов и покаяния, время молитвы, исповеди, Причастия, время размышления над собой, исправления своей жизни, время добрых дел.

— Почему сложилась ситуация, при которой в храмах подчас не продается Евангелие, хотя разных других книг (в том числе сомнительного содержания) предостаточно? Будет ли введена церковная цензура?

— Принято решение о том, что в храмах и в церковной книжной сети будет доступна только литература, одобренная Издательским Советом Русской Православной Церкви. Это поможет избежать появления сомнительных книг и журналов.

— Отец Всеволод, какова позиция РПЦ по отношению к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата? Каковы перспективы объединения Православных Церквей на Украине?

— Так называемый Киевский Патриархат отделился от канонической Православной Церкви, не признается ни одной из Православных Церквей мира. Его адепты принесли много боли верующим канонической Церкви, отнимая у них силы и храмы. Но злобы к этим людям мы не испытываем и надеемся на их возвращение в ту Церковь, которую создал Сам Христос, и которой преемственно управляют духовные наследники апостолов.

— Дорогой батюшка! Мне кажется, что благословение нашего Патриарха спортсменам на олимпийские игры никогда не даст Божьего благословения, ибо Господь не поддерживает большой спорт, по сути уводящий человека от Бога и разрушающий здоровье. Так оно и получилось. Летнюю олимпиаду 2008 года спортсмены провалили. Мне кажется, в этом было проявление гнева Господня за это благословение. Такого провала никогда ранее не было. Если Вам не трудно, то ответьте мне.

— В большом спорте много небесспорных вещей — та же гордыня, коммерциализация, допинговые скандалы. Но спортсмены это живые люди, они нуждаются в молитве, в духовной поддержке, особенно потому, что часто оказываются в экстремальных жизненных ситуациях. Поэтому, когда они просили о молитве, как же было не помолиться.

— Взаимодействуете ли Вы с православными молодежными организациями? Если да, то в каком формате?

— Общаемся и взаимодействуем и с православными, и со светскими организациями такого рода. Формат самый разный, и чаепитие, и беседы о происходящем в стране, и участие в самых разнообразных акциях. Вот на днях один из священников храма, где я служу, поздравлял с Масленицей футбольных фанатов. Если люди готовы друг с другом говорить и друг друга слышать, это всегда хорошо, даже если это очень разные люди.

— Здравствуйте! Могут ли крестные родители моего ребенка вступить в брак между собой?

— По церковным правилам нет. Они находятся между собой в духовном родстве.

— Не кажется ли Вам, что РПЦ слишком активно навязывает свою идеологию гражданам? Церковь вклинивается во все сферы жизни общества и государства. Не будут ли отходить от Церкви люди, если почувствуют, что им указывают «как жить правильно»? Как говорится, благими намерениями...

— Мы не имеем армии, полиции или пропагандистской машины, чтобы кому-либо что-либо навязывать. Мы не навязываем идеологию, а говорим о вере и нравственности. И, конечно, стараемся говорить максимально широко, чтобы каждый услышал. Если кто-то слышать не хочет, это его право. Но во все века от Самого Христа христианская община говорила во всеуслышание о пороках и добрых делах, обличала людские авторитеты, напоминала людям высшем вертикальном измерении жизни. Если Церковь не будет этого делать и будет молчать, чтобы не смутить чей-то слух, она предаст Христа, предаст Его заповедь «Идите во весь мир проповедуйте».

— Как наша Православная Церковь относится к военным и тем, кто с оружием защищает Россию? Считает ли она их грешниками, нарушивших заповедь «не убей»? И в чем различие? Ведь раньше при царе Церковь благословляла армию на «ратные подвиги»?

— В войне и убийстве одного человека другим нет ничего хорошего, поэтому Церковь всегда молится о мире. Но война — неизбежное дело в нашем испорченном грехом мире. И когда люди встают на защиту своей семьи, своего народа, своей страны, Церковь это благословляет. Пацифистам же в который раз хотел бы посоветовать найти в мире комфортное место и создать там государство без армии и полиции, посмотрим, сколько оно просуществует. Люди, увы, не так хороши, как нам пытаются преподнести некоторые идеологи ненасилия.

— Как вы считаете, должна ли Церковь напрямую влиять на принятие социально-политических решений или ее функции должны быть исключительно совещательными?

— Церковь не должна становиться органом власти. Не должна действовать через силу или принуждение. Но она всегда должна говорить, что хорошо и что плохо, в том числе говорить власть имущим. Более того, Церковь — это не только духовенство. Это миллионы и миллиарды, в том числе политиков, начальников, художников, писателей, журналистов, ученых, педагогов. Все эти люди, конечно, влияют на общество. И для меня как священника желательно, чтобы они влияли с позиции христианских ценностей.

— Здравствуйте! Как Вы относитесь к идее мультикультурализма, которая была так популярна на Западе?

— Если понимать под мультикультурализмом стремление исподволь терпеть разные особенности народов, чтобы потом все равно привести их к общему знаменателю общества потребления, общества без Бога, где Богом становится гамбургер, памперс, сникерс или денежный счет, то я к такой тенденции отношусь плохо, да она обречена на поражение, о чем сказали недавно западные лидеры. Но в России была и, я надеюсь, будет настоящая многокультурность, о которой недавно сказал Святейший Патриарх Кирилл: люди разных религиозных взглядов, разных традиций, разного образа жизни, разных социальных устоев, те же финны, имевшие типично европейское политическое устройство и те же жители Средней Азии, жившие по шариату, умели существовать в рамках одной страны. При этом, естественно, подавлялись попытки резкого нарушения баланса, особенно инспирированные извне. Думаю, что такая модель поможет России и в будущем. Более того, на эту модель могли бы обратить внимание во всем мире, где сегодня происходит кризис как мультикультурализма, так и стремления причесать всех под одну гребенку, которое недавно предложил всем жителям Великобритании Джеймс Кэмерон.

— Как вы относитесь к появлению во время поста продуктов в супермаркетах с надписью «продукция освящена»?

— Если действительно ее освятил канонический священник, ничего странного в этом нет, и ничего плохого в этом тоже я не вижу. Освещается пасхальная пища, может освещаться и постная пища, также как и любая другая.

— Как Вы относитесь к тому, что в Храме Христа Спасителя находится автомойка?

— Только что по дороге сюда я обсуждал с руководством Храма Христа Спасителя вопрос о том, какие мероприятия могут проводиться со скидкой. Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не Церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний. Все это, естественно, делается на возмездной основе. Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал Церковных Соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями (есть ограничения, связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения