Тема, на которую Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился побеседовать с корреспондентами «МН», настолько же интимна, насколько и актуальна: демографический кризис. Речь идет о позиции Церкви по отношению к внебрачным связям, абортам и разводам, правам родителей и детей. По убеждению Патриарха, каждый нерожденный ребенок имеет право на жизнь, а рожденный — на полноценную семью, любящих родителей и достойное образование.
Обычно Патриарх не дает печатным СМИ интервью, как говорится, напрямую. Это происходит через его референтов. Исключение — радио и ТВ, где личное участие необходимо.
Это все понимают и принимают. График Предстоятеля Русской Православной Церкви расписан на полгода вперед по минутам: ежедневные богослужения, многочисленные поездки по стране, встречи с послами, министрами, президентами.
Но нам удалось побеседовать с Его Святейшеством лично. Встреча состоялась в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Патриарх Алексий II вышел к нам без всяких церемоний, тепло поприветствовал и с мягкой улыбкой пригласил присесть за стол, в зале, в которым он обычно и принимает послов, министров и президентов.
Редакция «МН»
— Ваше Святейшество, президент Путин видит выход из демографического кризиса в эффективной миграционной политике, снижении смертности и повышении рождаемости. Какие пути решения проблемы видит Церковь?
— Разрешение проблем демографии в последнее время объявлено задачей государственной важности, и с этим трудно не согласиться. Издревле дети считались благословением Божиим, а бездетность — проклятием. В 2004 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял особое обращение по вопросам демографии. В нем говорится, что сегодняшняя демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами. Поэтому выход нужно искать в сохранении и возрождении святости семейной жизни.
Добрачные и внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней, и «планирование семьи», которое заключается в отказе от рождения детей, — все это ведет не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации, стимулирует демографический кризис, подрывает семейное счастье многих поколений.
Количество совершенных в последнее десятилетие абортов ужасает. Столь легкое отношение к жизни, которое еще и культивируется некоторыми организациями, ставит под угрозу будущее нашего Отечества. Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Государство и общество должны поддерживать семью не экономически, что тоже очень важно, но и морально. Иметь много детей должно быть престижно. Отец и мать, достойно воспитавшие множество чад, должны пользоваться особым уважением и участливым вниманием.
— Общество, пусть не так яростно, как раньше, но осуждает женщин, родивших детей вне брака. Как относится Церковь к подобному положению вещей?
— Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество. За поступки, которые мы совершаем, мы рано или поздно обязательно ответим. Господь долго терпит, но больно бьет.
— Возможно ли «отмолить» аборт, снять с души этот грех?
— Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство. Святитель Василий Великий говорил: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства». Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие эту операцию и назначающие абортивные средства, доброхоты, подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу абортов, производит и продает абортивные средства.
Также ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже (мужчине), который не препятствует совершению аборта женой. Тяжесть этого греха не различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни. Но Господь милостив и дает нам возможность очиститься. Каждый грех, в том числе и этот, можно отмолить своей жизнью, искренним раскаянием и покаянием. Но нельзя, чтобы после этого женщина шла и, как говорится, с чистой душой совершала подобное снова и снова.
— Часто жизнь бывает несправедлива: те, кто страстно желает иметь детей, физически этого не могут. Отчаявшись, многие родители решаются на «суррогатное» материнство, обращаются в Центры репродукции человека. Может ли Церковь благословить бездетную пару на искусственное оплодотворение?
— Конечно, Церковь не приветствует подобные вещи, но сегодня она относится к этому терпимо. Сейчас очень много больной молодежи, это я вижу в монастырях, куда приходят и где остаются молодые люди. Молодежь нездорова в силу разных причин, и мы не можем не поддержать их желания создать полноценную семью. Если плод вынашивается матерью естественным путем и весь процесс не противоречит законам природы — с этим нужно мириться. Хотя такие операции не только весьма дороги, но и далеко не безопасны как для здоровья матери, так и для здоровья будущего малыша. Но есть и другой путь, менее радикальный, но более надежный и правильный. Можно усыновить ребенка, и он принесет не только счастье в дом, но и уверенность в завтрашнем дне, заполнит существующую пустоту и даст осознание, что вы не одни, а главное, не останетесь одни в будущем.
Сейчас в России нарушен институт семьи. Детские дома переполнены сиротами и беспризорниками, причем у многих живы родители. Когда я посещаю приюты, с содроганием слушаю рассказы детей, как они бежали из дома, скитались, голодали, через что многим пришлось пройти: Это совершенно здоровые, красивые ребята, которые мечтают только об одном — иметь родителей.
— Какой же должна быть настоящая семья?
— «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», — говорит апостол Павел, и православная духовная традиция дает развернутое толкование этих слов. Семья в православном понимании — это не «взаимовыгодное партнерство», а прежде всего единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака подчеркивается присутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и чад. Только в браке по-настоящему возможно воспитание детей.
— Молодежь сегодня довольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь?
— Христианский брак исключает добрачные и внебрачные половые связи — его основанием, среди прочего, является безусловная верность друг другу.
— А как Церковь относится к бракам, заключенным в ЗАГСах? Действительно ли они считаются греховными?
— Православная Церковь признает гражданские браки. Но с точки зрения Церкви, их не коснулось благословение Божие, что происходит во время таинства венчания. Там есть проникновенная молитва о деторождении, трогательная молитва о наших родителях, благословение которых считается залогом прочного и счастливого брака: «Помяни Боже и воспитавшие их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».
— Бытует мнение, что в православной традиции роли мужа и жены четко распределены. Мужчина — глава семьи, добытчик и, как говорится, «имеет право», а участь женщины быть кроткой, послушной домохозяйкой, и у нее есть только обязанности. Так ли это?
— Конечно это не так. Как мужчине, так и женщине принадлежит особая роль в браке. Это не значит, что один из супругов может неуважительно относиться к другому, принуждать его к чему-либо. Должно быть согласие, которое скрепляет брачный союз. Если супруги, как призывал людей апостол Павел, «добровольно носят бремена друг друга», — это создает почву для искреннего мира в семье. Наверное, не стоит вмешиваться в семейную жизнь, утверждая список обязанностей мужа и жены, ведь если люди живут «в любви в союзе мира», освященном церковным таинством, то Бог даст им силы преодолеть трудности семейной жизни. Под сенью же храма всегда можно найти поддержку в этом нелегком подвиге.
— Среди молодежи сейчас стало модно венчаться, при этом они не задумываются об истинном смысле таинства. Многие после обряда довольно быстро расходятся. Как на это смотрит Церковь?
— Я понимаю молодых людей, которые стремятся пройти обряд, ведь помимо духовного смысла это еще очень красивая церемония. Молодожены хотят, чтобы осталась память. Но когда пара приходит в храм, им рассказывают о том, что брак должен быть единственный и на всю жизнь. Они должны подготовить себя, поститься, исповедоваться, причаститься и пройти таинство, все хорошо обдумав.
— Если пара все же распалась, как можно «развенчаться»?
— В Патриархию пишется письмо с просьбой о снятии венца. Если это по обоюдному желанию, то пара получает благословение на расторжение церковного брака. Также венец снимается с вдов или вдовцов. В ситуациях если один супруг был неверен другому, и кто-то из них просит развода, на совершение повторного обряда венчания нужно отдельное благословение: его, если посчитает возможным, может дать священник церкви, в которой пара решила обвенчаться.
— Сейчас много говорится о необходимости духовно-нравственного возрождения общества. Что предлагает Церковь для сохранения национальных традиций?
— Основой возрождения является заложенное Богом в душу человека нравственное чувство, которое предполагает прежде всего любовь к Богу и ближнему. Важным свидетельством духовного обновления общества является готовность некоторых его членов на подвиг ради веры, и таких примеров известно нашей Церкви множество. Зримым проявлением духовного возрождения является восстановление и строительство храмов и монастырей, развитие церковно-приходской жизни. В храмах все больше молодежи и людей среднего возраста: пожилые женщины, на которых выстояла наша Церковь в советские годы, сейчас становятся меньшинством на церковных праздниках и богослужениях. Все больше молодых семей с детьми. Небывалого расцвета достигла издательская и информационная деятельность Церкви. Сегодня издается столько книг и периодических изданий, сколько не издавалось до революции, не говоря о радио, телевидении и Интернете.
Впрочем, возрождение народа не сможет продолжаться, если молодое поколение будет лишено знаний о своих духовных корнях, которые находятся в православии. Поэтому мы выступаем за введение на добровольной основе, но в сетке часов культурологического курса («Основ православной культуры») в школе.
— Противники этого предмета упирают на то, что навязывать религию через государственную школу недопустимо.
— Надуманность аргументов «против» становится все более очевидной. Духовные традиции, бережно хранимые Церковью, — это существенная часть наших традиций вообще. Общество, отказавшееся от духовных традиций или лишенное их насильственно, лишено будущего. К сожалению, далеко не все считают духовный мир чем-то необходимым, находясь в плену у своих страстей и придерживаясь культа вседозволенности. Таковых постигнет сильное разочарование и в этой жизни, и в будущей. Но наша Церковь готова протянуть им спасающую руку.
На самом деле «Основы православной культуры» и другие подобные предметы уже преподаются во многих регионах страны. Это делается по желанию педагогов, родителей, самих учащихся. Нигде это не привело к межрелигиозным и межнациональным конфликтам, которыми нас пугают противники преподавания в школе положительных знаний об одной из религий. Никаких негативных последствий не породило и преподавание в ряде регионов ислама, а в национальных школах - того же ислама иудаизма. Мое глубокое убеждение — каждый человек должен знать историю культуры своей страны, а вся наша история основана на православии. Надеюсь, государство даст этой практике гарантированное право на жизнь во всех регионах России. Конечно, современнику следует знать что-то обо всех религиях, традиционно представленных в стране.
Такие знания могут преподаваться и в виде отдельного предмета, но прежде всего — в рамках курсов истории, литературы, обществознания. В любом случае подобное обучение не должно исключать углубленного постижения культуры именно своей религии. Ведь родители имеют право на то, чтобы их дети получали образование в согласии с теми убеждениями, которых придерживаются в семье. Главное же — школа не должна уклоняться от нравственного воспитания, в том числе основанного на религиозной этике. Мало знать сухие исторические факты или иметь представление о памятниках культуры. Детям нужно напомнить, как традиционные религии относятся к разводам и супружеской неверности, к национальной вражде и терроризму, к пьянству и наркотикам.
— Ваше Святейшество, как бы вы могли напутствовать читателей «МН»?
— Один из праведников, Серафим Саровский, сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Я думаю, каждый на своем опыте знает, если у нас спокойно на душе, это распространяется на окружающих, и наоборот. Начиная создавать мир в своей душе и делиться этим, мы сохраняем сохраняющее нас. Да пребудет с вами Господь!
Справка:
Ужасающую статистику привел руководитель Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, главный акушер-гинеколог России Владимир Кулаков. В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов — это официальная цифра. По неофициальным данным — до 6 миллионов. По количеству абортов в мире Россия лидер — 70 процентов! Позади остались перенаселенные Индия и Китай. В 2004 году число абортов превысило число родов: было зарегистрировано 1,6 миллиона абортов и 1,5 миллиона рождений. От 10 до 15% абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7-8% женщин становятся бесплодными.
Сейчас в России 78 миллионов женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) — 39,1 миллиона. Из них 30% страдают гормональными нарушениями и гинекологическими проблемами — различные осложнения после венерических заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенка до срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4 миллиона мужчин репродуктивного возраста. Печальный итог — 15% семейных пар не могут иметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200-250 тысяч человек.
«Московские Новости»/Патриархия.ru