Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Церковь всегда выступала за правду, но в ее правде не может быть партийных предпочтений

В.Р. Легойда: Церковь всегда выступала за правду, но в ее правде не может быть партийных предпочтений
Версия для печати
26 мая 2011 г. 13:36

25 мая 2011 года в Москве открылся XV Всемирный русский народный собор, который на этот раз призван сформулировать набор базовых ценностей российского общества. О том, насколько это реально, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассуждает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

― В центре внимания нынешнего Всемирного русского народного собора ― ценности. Возможно ли в рамках форума, пусть даже такого крупного, как ВРНС, определить ценности, общие для всех жителей многонационального государства, каким является Россия?

― В нашем обществе часто предпринимаются попытки организовать широкое обсуждение тех или иных вопросов, насущных для каждого человека, ― дискуссию, которая носила бы общенациональный характер. Но в большинстве случаев такие дискуссии вскоре становятся достоянием какой-то определенной группы ― общественного или правозащитного движения, партии, корпорации. И, как следствие, интересы всего социума нередко выпадают из поля зрения участников дискуссии. Всемирный русский народный собор в этом смысле необычный форум. Это действительно уникальная площадка для диалога представителей самых разных взглядов ― и политических, и социальных, и религиозных. Посмотрите, год от года на открытии ВРНС друг с другом встречаются и говорят об общих проблемах и задачах, подписываются под соборными решениями коммунисты и либеральные демократы, крупные предприниматели и профсоюзные лидеры. В президиуме Собора рядом со Святейшим Патриархом сидят муфтий, раввин, буддийский лама. И предмет их встреч ― то, что заботит любого человека, любого гражданина.

И ценности, и определяемые ими нормы жизни нашего общества как раз и должны подвергаться анализу на таком форуме. А консенсус относительно этих ценностей должен быть именно соборным. Любое общество, стремящееся к стабильности, должно иметь устойчивые ориентиры, люди должны хотя бы в общих чертах понимать, что их с соседями роднят единые нравственные принципы. А иначе мы обречены на распад, столкновение интересов различных людей.

― На открытии Собора сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман призвал Русскую Церковь не стоять «в стороне от тех проблем, которые волнуют людей», и обличать «коррупцию и роскошь» властей. Намерена ли Церковь внять этому призыву?

― Прежде всего, отмечу, что сам факт подобного воззвания господина Гозмана к Священноначалию нашей Церкви подтверждает открытый статус и принципы работы Всемирного русского народного собора. Сам представитель «Правого дела», кстати, насколько я понял, остался впечатлен тем, что организаторы Собора дали ему возможность публично выступить с подобными тезисами. Но ведь в Церкви не сторонятся призывов к гражданской дискуссии, равно как и попыток критически оценить церковную жизнь ― если только эти попытки делаются не исподтишка, не предвзято и честно. Так что Леонида Гозмана можно только поблагодарить за пример цивилизованного обращения к Церкви сторонника либеральных политических взглядов.

В свою очередь многое в прозвучавшей речи у меня тоже вызвало вопросы ― главным образом о степени осведомленности уважаемого сопредседателя «Правого дела» в вопросах современной церковной действительности. Полагаю, Леонид Яковлевич в силу вовлеченности в другие дела просто не очень пристально следит за публичной активностью нашего духовенства, тематикой выступлений и проповедей Святейшего Патриарха. Иначе он не стал бы призывать Церковь к тому, что она делала всю свою историю и делает сегодня, ― защищать слабых, принимать сторону обиженных. Церковь не может уходить от проблем, которые волнуют ее паству, народ.

Социальная справедливость и борьба с беззаконием всегда были в центре внимания Церкви, и священники об этом говорят постоянно ― надо только их слушать. Не удается услышать ― можно документы почитать, хотя бы принятый на ВРНС еще в 2004 году «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», где подробно говорится и об убийственной пагубности коррупции, и ― особое внимание представителей правых политических сил! ― недопустимости «нелегитимного вовлечения органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров». А главной темой ВРНС в 2007 году было «Богатство и бедность: исторические вызовы России». Выступая тогда на открытии Собора, Патриарх Алексий сказал: «Если богатство сочетается с жестокостью, глухотой к нуждам ближних ― оно греховно. Но в то же время и бедность может ввергнуть человека в состояние уныния, подтолкнуть на преступный путь. Поэтому преодоление бедности является для нашего общества одной из важнейших задач». А митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший Патриарх, в своей речи на открытии форума подчеркнул: «Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным на 2004 год, ниже официального прожиточного уровня жили около 20% россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации». Так что Церковь давно и подробно говорит на эти темы, точно указывая на болевые точки в нравственной и социальной жизни.

― Документы документами, но как же злободневные проблемы сегодняшнего дня?

― Церковь вовсе не закрывает на них глаза. Про ужас и причины резни в Кущевской Святейший Патриарх Кирилл говорил сразу же по приезде в Краснодар в декабре прошлого года. После событий на Манежной площади Предстоятель обратился ко всему народу со специальным видеообращением, касался этой темы в проповедях. Этнические конфликты ― вообще предмет постоянной заботы нашего духовенства, в том числе и практической заботы ― сегодня ряд синодальных отделов развивает программы духовного окормления мигрантов, например.

При этом важно понимать, что Церковь не призвана мгновенно реагировать на любое общественное происшествие. Но задача пастырей ― так воспитывать людей, будить в них голос совести и правды, чтобы они сами могли правильно реагировать на происходящее, свободно и самостоятельно делать нравственный выбор. Не из корпоративного чувства и не по «указке сверху», но слушая голос совести.

Вчера на открытии ВРНС Патриарх Кирилл, в преддверии выборов, отметил, что Церковь не намерена выбирать «свою партию», но будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа. И сама Церковь также ― не политическая партия, которая дает каждому своему члену указания, как поступить. Не стоит присваивать Церкви партийные функции, в ее подходе не может быть социальных предпочтений. Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божия правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов «золотой сотни Forbes» и вообще каждого из нас.

Меня немного удивил призыв господина Гозмана к нашим священникам при общении с властями не благодарить последних за возвращенные храмы, а обличать коррупцию и роскошь в среде власть имущих. Разве это альтернативные вещи? Власть в нашей стране после десятилетий прессинга верующих наконец-то стала открытой к диалогу с религиозными организациями. Разве это плохо? Может быть, соработничество Церкви и власти в целях соблюдения интересов граждан все же конструктивнее, чем полемика в режиме нон-стоп? При этом не стоит думать, что возвращаемые храмы станут негласным «условием» молчания Церкви в отношении неправедных действий и решений чиновников. Так иной раз говорят, но это очень примитивное, плоское восприятие церковно-государственных отношений.

― Согласны ли Вы с призывом Леонида Гозмана к священнослужителям являть собой «пример нравственности и самоотречения»?

― Я вообще со многим согласен в речи господина Гозмана. Просто, на мой взгляд, Церковь и старается действовать в соответствии с этими принципами. Мы существуем не в информационном вакууме, голос Церкви слышен на федеральных телеканалах, в крупнейших российских СМИ. Полагаю, что уважаемый сопредседатель «Правого дела» просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется «социальным служением» и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело.

Что касается примера нравственности и самоотречения, откровенно говоря, его должен являть собой каждый христианин, каждый верующий человек, по крайней мере, стремиться к соответствующим идеалам. На священниках, конечно, лежит особая ответственность, но не стоит забывать, что каждый из них, помимо того, что пастырь, ― еще и человек со своими земными слабостями. По возможным ошибкам духовенства не следует судить о Церкви как таковой. Важно понимать, что Церковь основана Самим Христом и стоит правдой Божией, а не нравственностью своих, пусть даже самых замечательных, священников. Даже если абсолютно все священнослужители и миряне в Церкви будут представлять собой образец нравственного поведения, сила Церкви будет не в них, но во Христе. И, наоборот, даже если большинство духовенства вдруг станет подвержено порокам, правда Церкви никуда не исчезнет. Как замечательно сказала однажды в подобной дискуссии редактор журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская: «Даже если куда-то денется Русская Православная Церковь, ― что невозможно, но даже если она куда-то денется и в ней останется один священник ― горький пьяница и заведомый стукач, я останусь его последней прихожанкой и мы вместе будем оплакивать наши грехи». И наша надежда и упование в жизни в том, что Господь дает нам всем ― плохим и хорошим, священникам и мирянам ― возможность через оплакивание наших грехов пережить покаяние и, по любви и милости Божией, обрести спасение.

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения