Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Мусульмане и христиане в современном мире». Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)

«Мусульмане и христиане в современном мире». Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)
Версия для печати
14 июня 2011 г. 13:06

13 июня 2011 года в ходе рабочей поездки в Египет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар.

Уважаемые преподаватели и студенты университета Аль-Азхар!

Благодарю вас за возможность встречи и, надеюсь, доброй беседы в стенах старейшего и авторитетнейшего в мире исламского университета. Ваш университет возник в X веке, несколькими веками раньше, чем первые университеты в Европе.

Я являюсь архиереем Русской Православной Церкви и выступаю перед вами по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года Святейший Патриарх был гостем вашего университета. Надеюсь, что мое посещение Аль-Азхара станет продолжением того диалога, который был начат Предстоятелем нашей Церкви.

Сегодня я предстаю перед вами как христианин ― один из более чем двух миллиардов христиан на нашей планете. Нынешний христианский мир разделен на западную и восточную части. Восточная христианская традиция включает в себя Православные Церкви и Древние ориентальные Церкви. Одной из Древних ориентальных Церквей является Коптская Церковь, которая на территории вашей страны насчитывает около 10 процентов верующих. Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Церквей, одна из которых ― Александрийская ― включает в свою каноническую территорию Египет.

Русская Православная Церковь ― самая многочисленная Поместная Православная Церковь. Она насчитывает свыше 150 миллионов верующих и располагается также в странах, где большинство составляют мусульмане, ― Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Сегодня, после десятилетий богоборческих гонений в XX веке, наша Церковь активно развивается. Церковное присутствие можно наблюдать в самых различных сферах общественной жизни.

Я приехал из России, где мирно и по-добрососедски проживают на протяжении более десяти веков православные и мусульмане. В России представители ислама с уважением относятся к Православной Церкви; мы тесно сотрудничаем как с руководителями Совета муфтиев России, так и с Центральным духовным управлением мусульман России, а также с муфтиятами, входящими в Координационный совет мусульман Северного Кавказа. В России никогда не было межрелигиозных войн и крупных конфликтов на религиозной почве. У нас в стране, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные.

Сегодня мы отчетливо видим, что, к сожалению, есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Я приехал к вам, чтобы вместе подумать, как нам, людям веры, отвечать на вызовы секулярного мира, а также противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.

Наши религии призывают к миру и добрососедству. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим себя. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

Священная книга мусульман Коран также говорит о необходимости уважительного отношения к христианам со стороны приверженцев ислама.

Коран упоминает «благочестивых» ― носителей традиционных религий единобожия (т.е. иудеев и христиан), которые остались верны изначальным заветам своих учителей ― Моисея и Иисуса Христа, «держащим прямо Тору и Евангелие» (Коран, 5:66). Они и мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2:148). Коран учит, что мусульмане и христиане призваны идти своими путями к Богу: «…Каждому из вас Мы установили закон и путь…» (Коран, 5:48). Сосуществование различных видов монотеизма ― трех авраамических религий, согласно Корану, имеет глубокий смысл: «…Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).

Именно обилие добрых дел, сказано в Коране, указывает на преимущество того или иного направления авраамической традиции: «…И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195). Коран прямо говорит, что именно по этому критерию будут судимы представители авраамических религий: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).

История знает множество примеров толерантности мусульман по отношению к христианским храмам и иудейским синагогам. Монастырь святой Екатерины на горе Синай избежал разграблений и сохранил свои уникальные рукописи и святыни именно благодаря такому отношению египетских мусульман.

По мысли Корана, нельзя навязывать иную веру христианину: «Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей праведной и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы, коим нет расторжения…» (Коран, 2:256).

Коран говорит о Евангелии как о законе для христиан, содержащем в себе, подобно Торе, «руководство к прямому пути и свет»: «Вслед за пророками Мы отправили Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем ― свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (Коран, 5:46). Священная Книга ислама призывает христиан следовать Евангелию: «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем…» (Коран, 5:47).

Мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами, в частности, в Египте. Положение христиан в мусульманском мире определялось обстоятельствами места и времени, однако их традиционный статус, сформировавшийся в период Арабского халифата, оставался практически неизменным.

Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. Вспомним, что и первое братоубийство на земле свершилось «по религиозным мотивам»: жертва праведного Авеля была принята Господом, а жертва Каина — отвергнута (Быт. 4:3-8), поэтому Каин в злобе и зависти убил Авеля.

Гордецы, действующие своим разумением, а не по воле Творца, приводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос называл лжепророков «волками хищными» (Мф. 7:15), а пророк Исайя предупреждал народ, чтобы он не следовал «пророку-лжеучителю», насаждающему заблуждение и ведущему к погибели (Ис. 9:15-16). Далее он же говорит: «…Так как этот народ приближается ко Мне устами своими… сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих… мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13-14).

Такие лжепророки породили проблему религиозного сектантства. К сожалению, иногда мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими Церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Священной книги ислама ― Корана. Такие лжепастыри не имеют ничего общего с подлинным христианством. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Но я призываю не отождествлять их с христианами восточной традиции ― православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляли то, что священно для мусульман.

Аналогичная проблема существует и в мусульманской среде. Есть люди, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди объявили муфтиям на Северном Кавказе. Одной из последних их жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Буквально на прошлой неделе в Дагестане убит ректор исламского теологического института Максуд Садиков, а в прошлом году экстремисты убили единственного на постсоветском пространстве доктора шариатского права, выпускника дамасского университета Абу-Нур Муртазали Магомедова.

Трагедия состоит еще и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Недавно в Египте были подожжены коптские храмы, но ведь Коран говорит о том, что места молитвы Богу необходимы: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Божие» (Коран, 22:41-42).

Все вы знаете, что в последние месяцы происходят акты насилия в отношении христиан-коптов, которые составляют в настоящее время около 10 процентов населения Египта. Коптские храмы, которые стоят здесь многие столетия, пытаются уничтожить, а христиан ― заставить покинуть Египет. Но ведь копты ― коренные египтяне. Они с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою родину. Как и мусульмане, христиане хотят видеть свою страну независимой и сильной. Уверен, если египтяне-мусульмане и египтяне-христиане будут жить в мире, соревнуясь в добрых делах, это и будет исполнением воли Бога. Конфликт между египтянами выгоден только врагам Египта.

Чтобы преодолеть разделения, нам необходимо найти то, что нас объединяет. И, как оказывается, у наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную мораль. Сегодня верующие люди сообща свидетельствуют о глубоком моральном кризисе, в котором находится современное общество. Я назову лишь некоторые, хорошо известные глобальные проблемы.

Окружающий нас мир всегда был полон насилия, страданий и несовершенства. Однако бытие человечества имеет смысл, если между людьми устанавливаются отношения искренности, дружбы и жертвенности. Сегодня мы наблюдаем кризис доверия в межличностных и международных отношениях, который вызван всепроникающим эгоизмом, рассматривающим окружающих людей как средство удовлетворения собственных амбиций.

Мировые экономические отношения являются выражением несправедливости, которая ставит одни государства в положение сверх потребления материальных благ, а другие ― за черту бедности. Экономическая элита пытается подчинить цели наибольшей выгоды любые общественные отношения как внутри, так и за пределами государств. Самым наглядным доказательством глубокой болезни мировой экономики стал глобальный кризис, порожденный человеческими пороками, которые оказались сильнее казавшихся безупречными систем контроля и регулирования.

Упоминание прав человека в наши дни нередко связано не столько с обеспечением богодарованной свободы личности, сколько с политическими технологиями, превращающими человека в объект манипулирования. Человеческой свободой сейчас оправдываются посягательства на чувства верующих, на признанные нравственные нормы, регулирующие общественную и семейную этику, отношения между родителями и детьми. Мы испытали чувство стыда, когда в датской прессе появились карикатуры на основателя ислама. Оскорбление религиозных чувств мусульман при этом оправдывалось свободой слова и прессы.

Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. По существу, традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Разрушение семьи ― это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.

Кампания за уравнивание прав гомосексуальных сожительств с традиционными семьями в глазах верующих людей ― недопустимая попытка нивелировать различия между пороком и добродетелью.

Зачастую борьба за свободу женщин превращается в стремление последних освободиться от «навязанных стереотипов», что приводит к разрушению нравственных ограничений, связанных с целомудрием будущих матерей. В результате мы сталкиваемся с неуклонным ростом проституции, сексуального рабства и торговли людьми.

Все упомянутые выше вызовы ― это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей, в которой они проиграют, если не объединятся вокруг общего представления о добре и зле. Да, между нами много различий, но мы близки в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования.

Поэтому мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.

Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности. Это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем [Интервью]

В Нигерии исламистские боевики убили троих христиан в храме во время воскресной службы

В Пакистане суд приговорил христианку к смертной казни по обвинению в богохульстве

Патриарх Сербский Порфирий посетил в Белграде премьеру фильма о гонениях на Украинскую Православную Церковь

Председатель ОВЦС принял участие в церковных торжествах в Индии

Начался визит председателя ОВЦС в Индию

Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в пленарной дискуссии VIII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом

Митрополит Волоколамский Антоний выступил перед слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев

Митрополит Наро-Фоминский Никандр посетил Финансовый университет при Правительстве России

В Президентской академии состоялся III Всероссийский форум молодых теологов

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с муфтием Дагестана

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Утвержден состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XIII заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с иерархами — представителями Ливанских Церквей

Состоялась международная конференция «Русская культура: что мы несем миру?»

Святейший Патриарх Кирилл: Убийства и преследования христиан приобрели в наше время систематический характер

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества выступил на межрелигиозном семинаре в Индии

Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в пленарной дискуссии VIII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с муфтием Дагестана

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви