Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Марк: «Мы надеемся на то, что церковное единство в скором времени будет явлено в совместном совершении нашими иерархами и священнослужителями Божественной Литургии»

Епископ Марк: 'Мы надеемся на то, что церковное единство в скором времени будет явлено в совместном совершении нашими иерархами и священнослужителями Божественной Литургии'
Версия для печати
9 ноября 2006 г. 15:58

Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк прокомментировал опубликованный недавно Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью и РПЦЗ.

— Ваше Преосвященство, недавно опубликован Акт о каноническом общении. Скажите, пожалуйста, как долго шла работа по согласованию документа?

— По сути дела, работа над составлением и согласованием этого документа началась сразу же после образования рабочих групп. Когда стороны, принимавшие участие в переговорах, вступили в диалог, естественно, речь сразу зашла о конкретных шагах по достижению единства. И, разумеется, чтобы это единство регламентировать, нужен был какой-то документ. Соответственно, идея этого акта имплицитно присутствовала в переговорах с самого начала.

Другое дело — в процессе переговоров обсуждались многие, в том числе и частные, вопросы, различные положения, нашедшие свое отражение в Акте или наоборот, не вошедшие в него. Казалось бы, этот документ можно было написать достаточно быстро; но вопрос в том, что характер переговоров подразумевал долгую и кропотливую работу.

Рабочей группе нужно было обсуждать широкий круг проблем. Самым мелким, на первый взгляд, вопросам, нужно было уделять большое внимание, обсуждать их глубоко, серьезно, принципиально, чтобы потом, когда церковное единство будет явлено, когда будет совершено сослужение, когда Зарубежная Церковь станет самоуправляемой канонической единицей в рамках Московского Патриархата, — чтобы уже тогда не возникло никаких недоразумений.

— Текст Акта опубликован. Требует ли документ какого-либо дополнительного одобрения со стороны Синодов Русской Православной Церкви и РПЦЗ?

— Фактически этот документ был опубликован после его одобрения и нашим Священным Синодом, и иерархией Зарубежной Церкви. Согласно принятым договоренностям, публикация Акта состоялась после согласования обеими сторонами, причем было принято решение публиковать Акт одновременно, чтобы не возникло никаких разночтений. Поэтому данный документ имеет статус одобренного обеими сторонами переговоров и не требует дополнительного одобрения.

— В документе говорится о том, что «ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу». Какие именно документы имеются в виду?

— Главным образом, здесь подразумеваются решения Архиерейского Синода и соборов Зарубежной Церкви, в которых содержались крайние оценки каноничности Русской Православной Церкви и даже совершаемых в ней священнодействий и Таинств. В Русской Православной Церкви Заграницей имели место достаточно «сырые» и спорные с богословской точки зрения идеи: с одной стороны, некоторые Таинства не признавались действительными, с другой стороны — говорилось о том, что, если священник совершает их с благоговением, то они имеют благодатную силу.

То есть эти документы содержали спорные идеи и постановления. Присутствовал некий парадокс: Таинства Русской Православной Церкви признавались «неполными», ущербными, но вместе с тем духовенство и миряне принимались в Зарубежную Церковь через Таинство покаяния. Во всяком случае, существовал целый ряд такого рода документов. Акт о каноническом общении подводит черту под всем этим псевдо-богословским «творчеством» и приближает момент единства.

— Какой характер будет иметь согласование вопроса создания новых епархий РПЦЗ — простой уведомительный или совещательный? Иными словами, будет ли отнесен этот вопрос целиком к компетенции Архиерейского Синода Зарубежной Церкви или Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви будут принимать участие в учреждении епархий?

— Полагаю, что, безусловно, эти вопросы должны решаться в рабочем контакте  с представителями Московского Патриархата. Количество наших приходов и количество приходов РПЦЗ за пределами России примерно одинаково. Но поскольку число приходов Московского Патриархата за рубежом достаточно значительное, то невозможно говорить об образовании новых епархий без диалога по этому вопросу.

Вследствие процесса объединения и в случае увеличения количества приходов Зарубежной Церкви в некоторых местах, возможно, встанет вопрос об организации новых епархий. Разумеется, в таких случаях должна вестись определенная работа для того, чтобы усилия по организации церковной деятельности были должным образом скоординированы.

— В пункте 8 Акта о каноническом общении говорится об участии архиереев РПЦЗ в заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви. Когда и как планируется реализовать это положение? Сколько архиереев Зарубежной Церкви войдет в состав Синода? Будут ли среди них постоянные члены? Означает ли расширение состава Синода, что в Устав Русской Церкви будут внесены изменения?

— На сегодняшний день мы должны исходить из Устава Русской Православной Церкви, согласно которому есть определенное количество постоянных членов. Среди них по понятным причинам нет представителей Зарубежной Церкви — Устав был принят в 2000 году, когда процесс переговоров находился на начальной стадии.

Если говорить о временных членах, то, в принципе, нет никакого препятствия для того, чтобы в число временных членов был включен представитель РПЦЗ. В соответствии с духом Устава это вполне возможно. Я также допускаю, что в будущем возможны какие-то изменения отдельных положений Устава Русской Православной Церкви, но эти вопросы находятся в компетенции Архиерейского Собора.

— В Приложении к Акту отводится период в пять лет на переход приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, под омофор местных архиереев. Кто из викариев Святейшего Патриарха, согласно Приложению, будет осуществлять окормление этих приходов?

— Кандидатуру епископа, которому будет проучено окормление этих приходов, должен определить Святейший Патриарх. Пока это вопрос будущего. Процесс перехода должен проходить естественно, так, чтобы постепенно исправлялась та неприемлемая ситуация, когда в России, где Московский Патриархат является канонической Поместной Православной Церковью, существуют приходы Зарубежной Церкви, которые по определению являются приходами за границей. Другой вопрос — как этот процесс пойдет на практике. Необходимы усилия обеих сторон для того, чтобы переход под омофор местных архиереев протекал гармонично и безболезненно.

— О каком примерно количестве приходов идет речь? Сколько приходов Зарубежной Церкви существует на территории России?

— Это примерно несколько десятков приходов.

— Летом этого года в интервью Первому каналу Святейший Патриарх Алексий упомянул о возможности совместного служения с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей. Обсуждается ли этот вопрос в настоящее время?

— По сути дела, факт церковного единения зафиксирован Актом о каноническом общении. Но символическим событием, закрепляющим факт объединения, должно стать совместное служение Святейшего Патриарха Алексия с Первоиерархом Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. В настоящее время ведутся консультации для определения наиболее приемлемой даты такого совместного служения.

Мы все надеемся на то, что долгожданное церковное единство, закрепленное в Акте о каноническом общении, в скором времени будет явлено в совместном совершении нашими иерархами и священнослужителями Божественной Литургии, когда вся паства Русской Церкви сможет объединиться вокруг Евхаристической Чаши.

Беседовал Михаил Моисеев

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения