В этом году второй раз идет прием студентов на отделение социальной работы миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Об отделении, студентах и значимости профессии социального работника сайту Милосердие.ru рассказывает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
— Отец Владимир! В этом году второй раз проходит набор студентов на отделение социальной работы. Можно ли уже оценить значимость этого учебного направления?
— В июле этого года в Москве прошел I общецерковный съезд по социальному служению. На нем Святейший Патриарх Кирилл говорил, что нашей Церкви нужно возвращаться к той благотворительной деятельности (ее сейчас называют социальной работой), которой Православная Церковь занималась всегда. Было время, когда в России почти при каждом храме была своя богадельня, при всех больших больницах были храмы, священников вызывали на требы в больницы, общества призрения пеклись о бездомных, сиротах, убогих, одиноких стариках, активно действовали противоалкогольные общества и т.д. Все это было запрещено после революции. За долгие годы советской власти традиция благотворительной деятельности в нашей Церкви прервалась, т.к. за это можно было попасть в тюрьму.
Святейший Патриарх Кирилл призывает вернуть традицию благотворительности, заниматься этим на должном уровне, профессионально. Значит, этому нужно учиться. Нужно, например, изучать опыт благотворительной деятельности западных Церквей, поскольку там эта традиция не прерывалась, и они используют новые современные формы. Нужно нашу молодежь (и не только ее) учить входить в общественно-государственную жизнь и привлекать на помощь страждущим ближним те силы, которые есть в Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла год назад в нашем университете открылось поэтому отделение социальной работы. Это отделение является очень важным для нас, но, как всякое новое дело, образовательное направление социальной работы требует своего «воцерковления», нужно наработать необходимый опыт, приобрести «обратную связь», определить наиболее важные и оптимальные методики и объекты приложения сил. Значимость наших усилий можно будет оценить позднее, когда появятся какие-то результаты.
— Кто идет учиться на отделение социальной работы? Это молодежь или более зрелые люди?
— Опыт показывает, что пока на призыв Патриарха к церковной социальной работе откликается не послешкольная молодежь, а уже взрослые люди. Поэтому к нам идет много вечерников. Люди более взрослые, имеющие жизненный опыт, сами пережившие какие-то скорби в жизни, лучше понимают значение благотворительной деятельности, их сердце больше расположено к серьезному жертвенному труду на пользу ближних. А молодежь обычно мечтает о блистательной карьере, они больше обращены к вершинам науки, искусства… Но пройдет время, не такое уж большое, они столкнутся с реальной жизнью, им тоже придется большую часть своих сил отдавать на решение житейских проблем. Со временем люди часто понимают, что помощь страждущим — очень благодатное дело, что милость Божия сопутствует в этом человеку. И они стараются помогать ближним. А когда человек начинает помогать, у него в сердце рождается любовь, и она влечет человека к состраданию. Тогда уже человека не надо подталкивать, он сам замечает, кто нуждается в его помощи. Таким людям нужно помочь правильно организовать свою деятельность, объединиться вместе, использовать ресурсы, которые есть в обществе, государстве и Церкви, чтобы эту помощь можно было быстро и квалифицированно оказывать.
— Можно ли повысить престиж профессии церковного социального работника, как-то помочь молодежи понять важность этого занятия?
— Этому может содействовать богословское образование, потому что оно позволяет более осознанно подойти к этому служению. Импульсом к социальному служению будут не только чувства, не только беда или скорбь. А человек всем своим существом и умом, и сердцем начинает понимать, что такое любовь, что любовь имеет жертвенную природу, что любовь — это сострадание. Так что богословское образование, умение молиться, умение понимать церковную жизнь очень важно.
— То есть в число изучаемых студентами предметов входят не только методики социальной работы, но и богословские дисциплины?
— Конечно. Очень важно помочь страдающему человеку обрести веру. Самое важное для человека — это вера, любовь. Важно, чтобы человек почувствовал любовь Божию, сам научился любить, чтобы в его сердце появилась надежда. Для этого нужно, чтобы помогающий верил, молился, ему пригодится и опыт церковной жизни, и богословская культура. Так что социальному работнику важно иметь богословское образование.
— Церковные социальные работники не останутся без работы?
— Я думаю, что это во многом зависит от государства и общественного климата. Если вдруг государство начнет этому препятствовать, то будет очень трудно. Если государство будет содействовать, то Церковь приложит все силы, чтобы традиция благотворительности вернулась и получила широкое распространение. И тогда, конечно, без работы не останешься. Мы видим, что чем дальше движется мир, тем больше в нем страданий: на человеческий род наступают различные бедствия, экологические проблемы, массовая бедность. Потеря веры в Бога заставляет людей мучиться и страдать, не находить себе места в этом мире. Отсюда происходят и разные социальные бедствия. Наркомания, алкоголизм — масштаб этих проблем за один только ХХ век вырос в десятки и сотни раз. Это национальные бедствия. А потеря нормальной семьи, семейной жизни — скольких людей делает несчастными? Сколько людей нуждаются в социальной поддержке? И очень важно, чтобы человек, оказывающий даже простую бытовую помощь детям, которые растут без отцов и матерей, старикам, забытым их семьями, мог принести им и свет веры.
Беседовала Ирина Редько