Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью епископа Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью епископа Ростовского и Новочеркасского Меркурия
Версия для печати
20 сентября 2011 г. 00:30

19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал интервью радиостанции «Благовест» Йошкар-Олинской и Марийской епархии.

— Владыка, какова цель Вашего визита в Марийскую епархию?

— Первая и основная цель — принять участие в работе Межведомственного координационного совета, который сегодня собирается здесь, в Марий Эл. Это очень важный и ответственный этап в работе этого органа при Министерстве образования Российской Федерации, потому что мы сегодня подводим итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я понимаю, что мнение членов Межведомственного координационного совета не будет решающим и определяющим, но оно будет одним из основных, от него будет зависеть судьба этого предмета, который вот уже в течении нескольких лет в качестве экспериментального, или апробационного, курса преподается в школах Российской Федерации в 21 регионе.

— Как Вы можете оценить итоги апробации Основ православной культуры на примере тех регионов, где уже проводится эксперимент по внедрению этого предмета? Какие положительные и отрицательные моменты Вы можете отметить?

— Я не стал бы давать однозначную оценку, положительную или отрицательную, но отметил бы, что введение этого курса в светской школе создало очень благоприятные условия для взаимообогащающего, на мой взгляд, сотрудничества представителей педагогического сообщества и традиционных религиозных конфессий в России. Мы по-новому посмотрели друг на друга. И, в конце концов, самое главное, что было отмечено при введении этого апробационного курса, это то, что учащиеся, дети наши, должны знать основу своей религиозной культуры. Именно традиционной религиозной культуры.

Многие вопросы встают о том, какие религиозные культуры традиционны для России? Они были определены так — это Православное христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Это четыре основополагающих религиозных конфессии, которые исторически создают религиозный фундамент Российского государства. Есть, конечно, и другие, но и отношение к ним другое, потому что они не сыграли столь значительной и важной роли в становлении российской государственности. Предмет у нас культурологический и нацелен на то, чтобы воспитать гражданина нашего Отечества, поэтому за основу были взяты эти четыре традиционные конфессии.

В отношении курса светской этики и мировых религий, я говорю честно, у многих есть сомнения, и у меня в том числе, стоит ли вообще этот предмет преподавать, особенно в 4-5 классах. Члены Межведомственного координационного совета сошлись в едином мнении, что это самые слабые учебники, которые были написаны. Один из недостатков, что не все родители могли разобраться в том, по какому модулю будут заниматься их дети. С одной стороны, хотелось изучить религиозную культуру, но была боязнь того, что детей будут заставлять молиться и исполнять религиозные обряды. С другой стороны, детей хотелось сделать более образованными, вежливыми, поэтому перепутали этику и этикет. Некоторые хотели дать сразу все, и получилась каша в голове — не зная своего и того, что рядом, начали смотреть на многообразие религий в мире, а для ребенка 4-5 класса это неудобоприемлемый предмет.

Хочу еще раз подчеркнуть, что это предмет культурологический. Он не нацелен на то, чтобы ребенка сделать верующим человеком, хотя, конечно, говорим о религиозных истинах, религиозной культуре. Скажу как православный христианин: вера — это дар Божий, и она каждому человеку дается Богом в силу того восприятия, которое человек имеет по отношению к своему Творцу. Способен человек видеть Бога, чувствовать Его — вот отсюда и происходит это духовное становление.

Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. Этот предмет у нас сегодня преподают люди с высшим педагогическим образованием, знающие, опытные педагоги, которые прошли определенную подготовку, но я не думаю, что эти люди в состоянии преподавать этот предмет таким образом, чтобы после него люди пошли в церковь, или мечеть, или синагогу. Это светские люди, и они должны познакомить с культурой религии. Причем познакомить детей таким образом, чтобы они уважали свою традиционную культуру, чтобы они ценили это достояние, чтобы они благоговейно относились к тому наследию, которое им досталось от их предков. Вот это самая основная и самая важная задача.

Ну и, конечно, вторая и подобная ей — это воспитание гражданина своего Отечества, любящего свою Родину, свою традицию. Научить людей вере никто из педагогов сейчас не может. Это разные задачи, подходы к этому могут быть диаметрально противоположными. Один человек будет преподавать с предвзятым отношением к религии, предубеждением, и, конечно, он не сможет сделать человека верующим, посеять в сердце ребенка зерна веры. Другой человек может очень рьяно взяться за научение детей религии, будучи сам неофитом, не зная того, что такое вера, что такое Церковь, если говорить, в частности, о Православии.

Поэтому то, что предлагает Министерство образования, — некий базис, спокойный, уравновешивающий все подходы к преподаванию данного предмета, — на мой взгляд, убедительно. Если мы научим детей любить свою Родину, если мы научим детей уважать своих родителей, ценить и уважительно относится к тем, кто находится рядом с тобой, то я думаю, что это верный путь к тому, чтобы человек стал жить чище, светлее, а это, в свою очередь, даст человеку возможность задуматься и о жизни вечной, и о Боге, и открыть для себя те истины вечные, которые нужны. Поэтому я думаю, что у этого предмета есть будущее, и нам есть над чем поработать, и к этому совместному соработничеству мы всех призываем.

— Владыка, как Вы оцениваете результаты апробации предмета ОПК в нашей республике?

— Я очень благодарен и правительству республики, и министерству образования, и Высокопреосвященному владыке Иоанну в совокупности с духовенством, которые приложили много сил для того, чтобы апробация этого курса прошла успешно и спокойно. И плоды взаимного соработничества, я думаю, всем видны и очень похвальны.

Беседовал Сергей Скорик

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю