В первом номере журнала «Православное образование» опубликовано интервью с председателем Отдела религиозного образования и катехизации епископом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.
― Владыка, в этом году исполняется 20 лет со дня создания Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Можно сказать сейчас, что поставленные вначале задачи решены?
― Создание Отдела как Синодальной структуры было обусловлено необходимостью организации координирующего центра. Дело в том, что на рубеже 1990-х годов стало понятно, что формы религиозной образовательной и катехизической деятельности весьма разнообразны в разных школах. Образно говоря, чтобы свести эту работу в единую систему, был создан наш Отдел. Прошедшие 20 лет видятся мне как накопление опыта работы епархий на местах. Ведь мы не спускаем преобразования сверху в директивной форме. Свою деятельность мы проводим на основании опыта, наработанного в приходах. Обобщаем его, берем лучшее и распространяем во все епархии. Таким образом, выполняем прописанную в уставе Отдела координирующую роль. Кроме того, мы являемся связующим звеном между Министерством образования России и нашими школами, пытаясь развить формы религиозного образования. Насколько это удается, однозначно сказать трудно, но мы двигаемся вперед.
― Церкви приходится сталкиваться с массой препятствий разного толка: от намеренного противодействия ее инициативам до разногласий, возникающих по вопросам образования, или «недоумений», как сказал о них Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас эти трудности преодолены?
― Хорошее слово ― «недоумение», корень в нем «ум». Оно показывает, что все эти разногласия происходили, во-первых, от недостатка ума ― когда человек не додумал, не домыслил необходимость изменений. А во-вторых, из-за неумения что-то сделать, применить практически. Оба недостатка надо исправлять. Для этого Священный Синод наделил наш Синодальный отдел определенными функциями, которые могут помочь немного подкорректировать ум и привить необходимые навыки.
― В последнее время много говорится о стандартизации православного образования. Что это такое? Как относятся к этому регионы?
― Сейчас особенно остро стоит вопрос стандартизации воскресных школ. Многие против нее, думая, что этим мы сужаем рамки возможностей преподавания в таких образовательных учреждениях. Это не так. Мы убеждены, что воскресная школа ― это начальный этап религиозного образования человека. И в ней мы предполагаем дать школьнику в любом возрасте и в любом месте Русской Православной Церкви необходимый объем знаний, а в какой форме школа предпочтет это сделать ― ее выбор. Дополнительными могут быть и другие предметы, но знания о Христе и Церкви должны быть в том объеме и того содержания, какими их видит Церковь. Вот что предлагается. Стандарт ― это не шаблон, не рамки, а планка, ниже которой нельзя опускаться, но она должна быть очень высоко установлена. Такую задачу поставил Святейший Патриарх Кирилл.
Процесс обучения и воспитания в православных школах мы уже приведен к стандарту. Многие православные школы и гимназии уже получили конфессиональное представление, то есть подтвердили, что их образовательная и воспитательная деятельность соответствует сформулированным Церковью нормам. Сейчас ведется разработка образовательных стандартов для воскресных церковно-приходских школ; православных детских садов и групп.
― Сейчас в регионах наметилась тенденция не столько к возникновению, сколько к устранению православных средних школ и гимназий... По Вашему мнению, нужны ли нашей Церкви православные общеобразовательные школы? Зачем они нужны, если есть воскресные школы?
― Православная школа ― это одна из форм религиозного образования, она может быть как приходской, так и государственной. Если есть возможность организовать православную школу или гимназию, почему этого не сделать? Если нет этой возможности, будем работать с воскресными школами. Если и такой возможности нет, то ребенок может почерпнуть знания о религии в общеобразовательной школе при изучении культурологических дисциплин, например предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Если и этого нет, то возможности для религиозного образования есть в региональном компоненте и т.д. Главное, чтобы дети получили необходимые знания.
― А наполнение этих форм устраивает Церковь?
― Что касается курса «Основы религиозных культур и светской этики», то это направление еще нужно развивать. Необходимо рассмотреть возможность его преподавания по всем годам обучения ― от дошкольного до высшего.
Надо выстроить единую систему как собственно православного образования, так и преподавания знаний о религии в светской школе. Ведь это не просто усвоение тех или иных знаний, это воспитание: человек узнает религиозные истины и пытается менять свою жизнь, воспитывает себя. Происходит нравственное воспитание ребенка, семьи, педагогов, тех, с кем они сталкиваются… Поэтому и мы не можем отстраненно смотреть на то, что происходит в этой сфере, пытаемся менять ситуацию к лучшему.
― Более десяти лет религиозное образование в том или ином виде присутствует в наших школах: меняется его форма, название предмета и т.д., в итоге пришли к сегодняшнему курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Что Вы можете сказать по поводу продолжающейся апробации курса?
― Не решен до конца вопрос, в начальной или средней школе лучше проводить этот курс ― об этом стоит еще подумать, проконсультировавшись с психологами и педагогами. Определились, что 34 часа в год (примерно урок в неделю), ― достаточно, чтобы ребенок вник и успел обсудить полученные знания дома, с родителями, с друзьями, чтобы информация усвоилась. Также наладили хорошие отношения с Министерством образования и науки, с регионами, руководителями других конфессий, поэтому это взаимообогащающий процесс, и я им доволен. Идут дискуссии и это хорошо, потому что только так можно найти рациональное зерно.
В епархиях, в приходах к преподаванию Основ православной культуры начали рваться люди не просто неравнодушные, а чересчур активные. Очень часто это бывают неофиты, не подкованные в вопросах богословия. «Благодаря» им предмет и встречает часто негативную реакцию со стороны общества.
Согласен, что механизм должен быть отлажен так, чтобы не допустить перегибов в любом направлении. Религиозное образование должно осуществляться только в спокойной рабочей атмосфере. Думаю, что роль епархии, преосвященных владык и духовенства состоит в том, чтобы этот процесс контролировать и не допускать излишеств.
― Как верующему преподавателю сохранить себя в рамках культурологического предмета? Как не перейти на вероучительные рельсы?
― Мы не можем отрицать того, что на уроке Основ православной культуры мы говорим о вере и вероучении, о традициях и обрядах Церкви, но мы не понуждаем ребенка участвовать в церковной жизни, как, например, это делается в православных общеобразовательных школах, когда дети ходят к причастию и исповедуются, где учебный день начинается с молитвы и т.д. То есть в обычной общеобразовательной школе мы только знакомим, даем знания об основах культуры нашей религиозной традиции, давая одновременно возможность задать свои вопросы живому носителю этих традиций ― православному священнику (или представителю другой конфессии, если речь идет о другом модуле ОРКСЭ). Это взаимообогащает.
Светский педагог, каким бы верующим он ни был, может говорить на уроках только о культуре и традициях, а привить религиозные навыки могут лишь родители и священнослужитель, вовлеченные в таинственную жизнь Церкви.
― Учебники ― это головная боль и светского и религиозного образования. Сегодня существует множество программ обучения. Начиная с первого класса, учебная литература вызывает массу нареканий, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Как отбираются авторы, создающие учебную и методическую литературу в области религиозного образования? По каким критериям оцениваются их труды?
― Первое ― соответствие вероучению Церкви. Второе ― высокие нравственные критерии. Третье ― профессионализм. Учебники, которые создаются для детей любых школ, должны соответствовать всем критериям, которыми руководствуются авторы светских учебников: надо учитывать возраст ребенка, восприятие им материала, межпредметные связи и т.д.
― Часто ли приходится отказывать авторам?
― В связи с поставленной Святейшим Патриархом планкой иногда приходится отказывать или посылать на доработку. Второй вариант вовсе не говорит, что материал плохой. Иногда человек замыкается в своей среде и ничего вокруг не видит. А Экспертный совет при Отделе религиозного образования и катехизации обладает большей полнотой информации по конкретному предмету, поэтому мы и советуем авторам посмотреть дополнительные источники и использовать их, чтобы учебник стал целостным. Думаю, что это полезно всем: и авторам, и рецензентам ― одна голова хорошо, а две лучше. Экспертный совет нашего Отдела ― не карательный орган, а орган «думского» характера.
― Можно ли научить детей молиться? По-настоящему искренне, а не просто выучить слова из молитвослова? Как это сделать? Если ребенок научится молиться, то остальное приложиться: знание традиций православной культуры станет совершенно нормальным и естественным в его жизни.
― Научить человека молиться?.. Нужно научить человека думать. Нужно ребенка воспитывать таким, чтобы он чувствовал ответственность с самого маленького возраста за себя, свою жизнь, окружающих людей, чтобы он задумывался над теми событиями, которые происходят вокруг и участником которых он является. Нужно его научить анализировать свою жизнь, понимать, что нет в ней случайностей, а есть закономерное течение событий. Если этот маленький человечек научиться думать, понимать, где добро, а где зло, он придет к вере, и это будет дар Божий. И молитва станет для человека естественным состоянием.
…Молитва не всегда выражается словами. Это состояние открытой Богу души. И тогда Бог входит в жизнь человека и все, что даже не выражено словами, становится реальностью.
― Одной из актуальных общецерковных задач сегодня является катехизация. Должна ли катехизическая подготовка стать обязательной?
― Человеку надо доехать из Петербурга в Москву. Машину ему дали, но ни дороги, ни правил дорожного движения он не знает, да и водить не умеет. Какова вероятность, что он самостоятельно доедет из Петербурга в Москву? Вероятность, безусловно, есть, но она близка к нулю. Таков и ответ на ваш вопрос.
― Возможно ли отказать человеку в крещении его ребенка или венчании, если он сердцем чувствует их необходимость, но не считает себя верующим, воцерковленным человеком?
― Дело не в отказе, а в ответственном отношении священника к своему служению. Батюшке в храме нужно не пожалеть своего времени и поговорить с этим человеком, поинтересоваться как и чем он живет. Это обычная пастырская работа ― совершать службы, проповедовать, беседовать с прихожанами, и все это делать с терпением и любовью.
Портал «Православное образование»/Патриархия.ru