Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата»

Митрополит Калужский и Боровский Климент: 'Разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата'
Версия для печати
13 декабря 2006 г. 17:51

В Москве состоялось заседание совета Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в котором приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета.

Многоуважаемый Сергей Семенович, уважаемые участники заседания!

Русская Православная Церковь во все времена стремилась к активному взаимодействию со всеми благонамеренными силами в решении вопросов касающихся жизни общества.

Несомненно, сегодня условия жизни Церкви в Российской Федерации значительно отличаются от тех, в которых она совершала свое служение в минувшие столетие. Реализуемый на практике принцип отделения Церкви от государства, в совокупности с созиданием законодательных условий по обеспечению свободы совести и формированию социального партнерства религиозных организаций и светских институтов является эффективной формой их взаимодействия.

Вместе с тем, следует сказать, что в настоящее время имеется целый ряд вопросов, требующих для своего разрешения дальнейшего совершенствования форм и методов соработничества государства и религиозных организаций.

На сегодня, наиболее очевидной проблемой, сосредоточившей в себе ряд нерешенных вопросов, является социальная сфера.

За последнее десятилетие Россия столкнулась с рядом проблем: это демографический кризис, за эти годы численность населения сократилась на несколько миллионов человек; разрушение института семьи и рост беспризорности (в стране более 800 тыс. сирот при живых родителях). Увеличились преступность, в том числе — подростковая и молодежная, распространение наркомании и алкоголизма, проявление агрессивности, ксенофобии, экстремизма и прочих форм человеконенавистничества. Все это представляет серьезную опасность для общества, и мириться с этим невозможно.

Причины этого находятся не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в сознании людей.

Потеря нравственных ориентиров, утрата обществом уважения к традиционным ценностям, девальвация значения материнства и ответственного отцовства приводит к формированию потребительского, эгоистичного отношения к жизни, в котором нет места заботе о ближних, стремлению к созданию семьи и воспитанию детей, готовности пожертвовать своими интересами ради блага Отечества.

Поэтому разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата.

Семья — основа всякого общества, поэтому распространение отношения к семейной жизни, как к источнику удовольствий и комфорта является не только предосудительным с точки зрения любой традиционной религии, но и прямо асоциальным действием, разрушающим фундаментальные основания общества.

Полагаю, что сегодня крайне необходимо уделять самое пристальное внимание вопросу культивации традиционных семейных ценностей и подготовки молодежи к семейной жизни. Реализация программ подобного рода, несомненно, заслуживает самого пристального внимания и заботы. Понимая значимость матери и материнства в деле воспитания детей и в целях поддержания многодетных семей Святейший Патриарх Алексий учредил «Патриарший знак материнства». Первое вручение состоялось в храме Христа Спасителя 28 ноября этого года.

С ослаблением семьи нарастает другая проблема — демографическая. Наша Церковь разделяет обеспокоенность государства относительно постоянно уменьшающегося населения России и поддерживает инициативы, нацеленные на разрешение ситуации. Однако крайне важно избегать противоречий, создающих препятствия для осуществления государственной программы демографического развития страны. Если в рамках преподавания ОБЖ учитель ставится перед необходимостью объяснения нормальности нетрадиционных отношений, вместо того что бы воспитывать девочку как будущую жену и мать, а мальчика как мужа и отца, или в утренней программе телевидения, когда школьники готовятся идти в школу, ведущая в беседе с гостем программы рассуждает о так называемой «моде» жить с «партнерами», мы будем иметь только отрицательный результат, и вряд ли существенно исправят демографическую ситуацию денежные выплаты и компенсации. Все усилия власти по преодолению кризиса не принесут достойного плода, если все программы поддержки семьи и рождаемости будут осуществляться на фоне пропаганды средствами массовой информации пороков, уничтожающих духовный потенциал и попирающих моральные основы жизни.

В связи с этим, крайнее удивление вызывают протесты против преподавания «Основ православной культуры» со стороны некоторых правозащитников и даже чиновников Министерства образования, ссылающихся на якобы вероучительный характер этой дисциплины. Полагаю, на сегодняшний день актуальность этой проблемы является очевидной, особенно если иметь в виду ее связь с противодействием ксенофобским и экстремистским тенденциям, почти всегда основывающимся на элементарной религиозной безграмотности.

Всякий, побывавший на уроках хорошо знает, как преподаётся этот предмет, носящий явно выраженный культурологический и нравоучительный характер. Здесь невозможно увидеть подготовки к первой исповеди и причастию, как, например, в школах некоторых европейских стран, нет заучивания молитв, нет чтения молебнов и акафистов. А что присутствует нравственный компонент в программе, то для нашей молодежи это необходимо. Молодежь должна научиться понимать, что есть нравственная норма, и отступление от нее наказывается.

Может ли кто-то из присутствующих сказать о вреде приобщения детей заповедям: «Не убей», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «возлюби ближнего своего», или уважения к великому прошлому своей страны. Приобщение к нормам нравственности должно происходить не только в подростковом возрасте, как некоторые предлагают после 14 лет, но с самых первых лет обучения в школе, когда у «крошки сына» появляются вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Каким образом можно объяснить родителям из Калужской, Белгородской областей, что их дети не имеют права изучать основы православной культуры в школе, в то время как, к примеру, в Калужской области, в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. А ведь крещение детей — есть самое яркое свидетельство принадлежности семьи к определенной христианской традиции.

В связи с этим следует сказать, что предпринимающиеся попытки запретить региональный компонент в образовательных программах учебных заведений не могут восприниматься иначе как прямое нарушение прав граждан. Поэтому мы и предлагаем Министерству образование ввести «Образовательную область Основы духовной культуры», в рамках которой в регионах с православным населением был предмет ОПК, с мусульманским — Основы культуры ислама и т.д., а для тех детей, родители которых считают себя нерелигиозными — философско-этические предметы.

В России необходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой нравственной нации и вернёт себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира.

Пора перестать трактовать знание как товар, а образование как услугу. Природа потребления не просто отлична от природы образования, но отчасти даже противоположна ей. Сегодня же школьное образование несет явно выраженную экономическую направленность, в то время, как представления о нравственности, духовном возрастании, культуре нашей страны вытеснено из школьной программы на задний план. Как будто нам нужны только бизнесмены, но ведь для России еще нужны и писатели, и поэты, и композиторы, и духовные лидеры. Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре, воспитывать глубокое и всесторонне выверенное самосознание и самобытное мироощущение, верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения.

Еще хотел бы обратить внимание на необходимость созидания определенных благоприятных условий для осуществления религиозными организациями социального служения.

Статья 18 Закона о свободе совести утверждает что «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий». Однако на практике осуществление этой законодательной нормы сталкивается с множеством трудностей и реально не воплощается в жизнь. Очевидно, что сегодня вопрос необходимости усовершенствования законодательства о благотворительности является принципиально важным для дальнейшего успешного сотрудничества церковных и государственных институтов на ниве социального служения.

Кроме того, необходимо выработать комплекс эффективных действенных механизмов, дающих религиозным объединениям реальную возможность пользоваться указанными выше правами.

Хотелось бы заметить, что в странах Западной Европы, в частности в Германии, многие социальные проекты, осуществляемые Церковью, имеют государственный источник финансирования. Это не смущает никого, потому, что средства идут на помощь наименее защищенным в социальном плане гражданам.

В этой связи крайне остро стоит ныне вопрос о деятельности негосударственных приютов. Действующее законодательство ставит фактически невыполнимые условия для оформления соответствующей документации. На практике это делает нелегитимными все существующие церковные учреждения воспитательного характера, а в церковных детских приютах чаще всего находятся дети из неблагополучных семей.

Так же не имеют государственной поддержки и образовательные учреждения религиозных организаций (православные гимназии, лицеи). Складывается такая ситуация, при которой преподаватели в этих школах и их воспитанники лишены тех льгот и социальных дотаций, которыми обладают учителя и учащиеся государственных школ, словно речь идет о совершенно ином труде и обучающиеся здесь дети не являются гражданами своей страны, отказывающейся выделять средства на их образование.

Другим не мене значимым вопросом, напрямую связанным с этой проблемой, является отсутствие официального государственного признания ценности и уровня духовного образования, несмотря на очевидное единство мнений по данному вопросу у всех членов совета.

Хочется надеяться, что данная коллизия будет преодолена, и в нашем Отечестве, как и в странах Европы, не переживших эпохи официального безбожия, духовное образования будет признано государством и займет подобающее ему место в образовательной структуре Российской Федерации.

В заключении хотелось бы обратить внимание всех присутствующих еще на два актуальных вопроса для всех религиозных организаций:

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 каждая религиозная организация должна ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в территориальные органы Федеральной регистрационной службы отчеты о деятельности религиозной организации; сведения о персональном составе ее руководящих органов; сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества.

Из епархий поступают сообщения о том, что дополнительно запрашиваются и другая информация. Например, протоколы всех заседаний приходского совета за последние три года, или давались ли указания руководством, обязательные для исполнения и т.д.

Я думаю, что присутствующие здесь представители других конфессий поддержат меня в том, что мы не должны возвращаться к порочной практике советского периода, когда каждый шаг религиозной организации был подконтролен государству, когда проверялось содержание церковной проповеди и отслеживалось вся документация религиозных объединений.

Поэтому я предлагаю предусмотреть для религиозных организаций упрощенную форму отчета о деятельности. Сведения о деятельности религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации в пределах одного субъекта федерации, может предоставлять централизованная религиозная организация. Например, от епархий можно запросить информацию о входящих в ее структуру приходах и монастырях.

Вторая проблема связана с лишением учащихся духовных учебных заведений права на отсрочку от призыва на военную службу в связи с тем, что с 1 января 2008 г. утратит силу ст. 19 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно закону «О воинской обязанности и военной службе» право на получение отсрочки от призыва на военную службу предоставлено студентам, обучающимся на очных отделениях вузов, имеющих государственную аккредитацию.

К сожалению, эта льгота не распространяется на студентов духовных академий и семинарий, поскольку действующее законодательство не предусматривает для этих учебных заведений право на государственную аккредитацию.

В результате закон ставит студентов духовных учебных заведений в дискриминационное положение по сравнению с учащимися других негосударственных вузов.

Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос об издании особого указа президента, предоставляющего отсрочку от призыва на срочную военную службу учащимся духовных учебных заведений, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

В духовных академиях и семинариях Русской Православной Церкви общее количество учащихся призывного возраста, не являющихся священнослужителями, и нуждающихся в отсрочке составляет около 500 человек.

В завершении своего выступления хотелось бы выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество государственных и церковных институтов на благо всего Российского общества.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Приморский край стал двенадцатым регионом России, в котором принят закон о запрете склонения к абортам

Митрополит Владивостокский Владимир выступил на конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступил на демографической секции XXV Всемирного русского народного собора

В Московской митрополии прошел первый региональный медицинский форум «Сохраним жизнь»

Вышла в свет научная монография помощника ректора Российского православного университета Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Состоялось заседание Координационного совета по сотрудничеству между Белорусской Православной Церковью и Министерством культуры Республики Беларусь

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан

Поминальная служба совершена у мемориала русским воинам в Галлиполи

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в торжественном мероприятии по случаю 100-летия Белорусского товарищества инвалидов по зрению

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие документы

Циркулярное письмо епархиальным архиереям на территории России об общецерковном сборе для вынужденных переселенцев и пострадавших мирных жителей Курской области

Положение о деятельности детских церковных организаций интернатного типа

О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар» в Римско-Католической Церкви

Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Григория о совершении молитв об убиенных и о пострадавших в террористическом акте

Постановление по итогам первого собрания духовенства Московской митрополии

Годовой план проведения православных выставок на территории г. Москвы и выставочных мероприятий, организованных синодальными учреждениями, в 2024 году

Постановление Епархиального собрания города Москвы от 20 декабря 2023 года

Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих

Положение о порядке присвоения (подтверждения) и отзыва грифа Синодального отдела религиозного образования и катехизации изданиям, относящимся к его ведению