Православная Церковь может «обеспечить стабильность и процветание» государству в сегодняшней России, как это было при Константине Великом в Византийской империи, убежден глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, передает «Интерфакс».
«Мы ведь тоже сегодня вошли в эпоху Константина. Безусловно, важны законы, правовые кодексы — но как важно при этом, когда президент исповедует Православие», — заметил владыка Кирилл в пятницу на научно-церковной конференции, приуроченной к 1700-летию восшествия на престол основателя Византийской империи Константина Великого.
Аналогии с современностью, по словам владыки Кирилла, возникают каждый раз при анализе времени императора Константина. К примеру, в советский период Церковь, как и в доконстантиновскую эпоху, формировалась в изоляции, в условиях гетто, когда «быть христианином означало быть человеком второго сорта», и карьерный рост был заказан всякому, исповедующему христианство.
«Но за 10-15 лет все в стране изменилось, и сегодня быть христианином означает иметь любые возможности», — отметил представитель Русской Православной Церкви.
Кроме того, по его мнению, сегодняшнее «столкновение норм христианского предания с нерелигиозной культурой современного секулярного общества» напоминает «столкновение христианской доктрины с вызовами греко-римской философии и римского права», происходившее в Римской империи.
Поэтому, подчеркнул владыка Кирилл, раздающиеся ныне призывы к Церкви «устраниться от этой культуры, объявить крестовый поход всему безбожному миру» противоречат мнению святых отцов эпохи Константина, сумевших «выработать синтез» христианства и эллинизма, положенный в основу Византийской империи.
«Не настало ли и сегодня время синтеза? Для меня нынешняя эпоха является как раз таким временем», — признался митрополит Кирилл, добавив, что восприятие современности как «эпохи синтеза» может помочь сегодня «повторить успехи и избежать ошибок эпохи Константина».
Он также обратил внимание на то, что «крикуны у нас сегодня теряют популярность, радикалы куда-то исчезают», поскольку синтез, по его словам, «не терпит радикализма, предполагает взаимную открытость и поиск», и это положение «очень важно понимать и светскому, научному сообществу, и Церкви».
Наконец, еще одной аналогией с эпохой Константина, по словам владыки Кирилла, является тот факт, что многие чиновники сегодня принимают христианство «не из искренних побуждений, а согласно старому римскому принципу — чья власть, того и религия».