5 января, в преддверии праздника Рождества Христова, в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась традиционная встреча Предстоятеля Русской Церкви с корреспондентами крупнейших российских информагентств, а также российских и зарубежных радиостанций и телеканалов. Святейший Патриарх ответил на вопросы журналистов.
— Агентство «Интерфакс». Ваше Святейшество, в конце прошлого года состоялись заседания Синодов обеих частей Русской Церкви — Московского Патриархата и Русской Церкви Заграницей. Было принято решение о восстановлении общения между Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве. Как Вы оцениваете значимость этих решений?
— Подписание «Акта о каноническом общении», которое предстоит совершить в ближайшем будущем, станет событием огромного значения. 80 лет мы были разделены. И тем не менее, несмотря на трудности, начался путь к обретению церковного единства, которое было утрачено в результате революции и Гражданской войны. Первое поколение эмигрантов, столь любивших свою Родину и желавших возвращения в Россию, не дожило до того радостного момента истории, когда стало возможно воссоединение Русского зарубежья с Россией и Церковью в Отечестве. Но представители второго и третьего поколений русских эмигрантов, живущих сейчас в самых разных странах, радуются тому, что их надежды и чаяния их отцов и дедов наконец-то сбылись.
— Ваше Святейшество, какой Вам видится дальнейшая совместная духовная жизнь двух частей Русской Церкви? Какие проблемы, на Ваш взгляд, могут возникнуть после объединения?
— Надо, в первую очередь, подписать «Акт о каноническом общении», а потом постепенно будем разрешать другие еще существующие в наших отношениях вопросы и проблемы.
— «Радио Белграда» и один из телевизионных каналов Сербии. Пожалуйста, скажите несколько слов поздравления в адрес сербских слушателей и поделитесь своими мыслями по поводу ситуации, сложившейся в Косово и вокруг него.
— Я сердечно поздравляю Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Павла, епископат, клир, монашествующих и всех православных верующих сербов, которые отмечают в эти дни праздник Рождества Христова. Я молитвенно желаю в радости встретить этот светлый, великий и спасительный праздник. Желаю, чтобы меньше в эти дни было скорбей и огорчений, чтобы нашла свое разрешение трудная проблема Косовского края, которая особенно важна для Православной Церкви Сербии, потому что здесь находятся основные ее святыни . Эта земля обильно полита кровью сербского народа, поэтому мы сопереживаем тому, что разрушаются храмы и монастыри с молчаливого согласия тех, кто должен был бы возвысить свой голос в защиту этих святынь.
— В связи со съемками фильма о жизни и служении Святейшего Патриарха Сербского Павла, поделитесь Вашим отношением к Предстоятелю Сербской Церкви и его роли в православном мире.
— Я слышал, что создается фильм о жизни и служении Святейшего Патриарха Сербского Павла. С глубоким уважением я отношусь к Его Святейшеству, который более 35 лет прослужил на Косовской земле, будучи там епархиальным архиереем. Проходя свое Патриаршее служение, Святейший Патриарх Павел через свое сердце пропускает все скорби и тревоги, связанные с Косово. Знаю, что вообще полоса межэтнических конфликтов, возникших и продолжающих возникать на территории бывшей Югославии, была воспринята им как личная трагедия. Патриарх Павел в самый горячий период Гражданской войны в стране каждый день совершал Божественную литургию. Это великий подвиг, который Святейший Патриарх взял на себя, и мы преклоняемся перед его молитвенным стоянием. Я от всей души желаю, чтобы Господь укрепил его здоровье и умножил лета его жизни, дабы его молитвенная и просветительская деятельность продолжалась, что важно особенно сейчас, когда сербский народ переживает не лучший период своей истории.
— Агентство ИТАР-ТАСС. О тяжелой ситуации, в которой находятся сельские православные приходы России, напомнила недавно произошедшая трагедия в Тверской области. Есть ли у Церкви какая-либо программа помощи приходам, находящимся в деревнях и селах?
— Заботу о сельских приходах проявляют во всех епархиях нашей Церкви. Мы знаем, что численность населения российской деревни неуклонно падает. Кстати сказать, в некоторых регионах в советское время, закрывая городские храмы, часто оставляли действующими сельские храмы — большие каменные церкви. Поэтому во многих епархиях существует определенное количество сельских приходов, никогда не закрывавшихся. Эти храмы посещают сегодня буквально единицы верующих. Этим продиктована забота каждой епархии о бережном сохранении святынь, которые созидались для духовной поддержки людей, любивших землю и работавших на ней. Я думаю, что возрождение как сельского хозяйства, так российской деревни в целом, с ее духовно-культурными ценностями и памятниками, — это забота не только Церкви, но и, в не меньшей степени, государства. Россия с ее просторами уникальна, и не обрабатывать эту землю — грех. Россия должна сама себя кормить, а не ожидать, что ее кто-то накормит.
— Интернет–портал «Седмица.ru». Ваше Святейшество, в новом 2007 году планируется много церковных мероприятий и торжеств. Не могли бы Вы указать основные из них?
— На 2007 год приходится 90-летний юбилей восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Согласно программе, которая была принята Синодом (хотя, она, конечно, еще буде корректироваться), в праздник Вознесения Господня совершится подписание «Акта о воссоединении» между двумя частями Русской Церкви. Также предстоит целый ряд больших церковных юбилеев. Из них я бы, прежде всего, выделил следующие: 600-летие преставления святой блгаговерной княгини Евфросинии Московской; 600-летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, основателя Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; 400-летие преставления первого Патриарха Московского и всея Руси Святейшего Иова; 55-летие со дня кончины блаженной Матроны Московской. Перечисление одних только этих крупных дат уже впечатляет!
Мы должны знать свою историю, и это касается не только православных, но вообще всех граждан России. Те, кого я назвал, были великими людьми, знаменитыми церковными и государственными деятелями, подвижниками и молитвенниками. Именно они укрепляли Церковь, способствовали расширению и усилению государства Российского, молились за нашу землю, за ее народ. Поэтому знать и помнить свою историю — долг каждого человека, верующего и неверующего. Конечно, мы, православные, больше будем уделять внимания светильникам веры и благочестия, которых у нас великое множество.
Новый государственный праздник — День народного единства — я провел в 2005 году, когда он праздновался впервые, в Нижнем Новгороде. Там с большим энтузиазмом был воспринят этот праздник, потому что призыв Минина и Пожарского к освобождению Отечества от врага прозвучал впервые именно там. После революции 1917 года в нашей стране как государственные отмечали только революционные праздники, и День народного единства стал первым праздником, который выходит за рамки советского периода и вообще за рамки XX века. Хочу еще раз подчеркнуть: надо любить свою историю и с благодарностью вспоминать те события, которые решали судьбу нашего Отечества.
— Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как обстоят дела с введением в школах уроков по Основам православной культуры? Способствует ли или противодействует их введению Министерство образования?
— В целом ряде регионов Основы православной культуры уже вошли в жизнь российской школы и их преподавание приносит свои положительные плоды. Но понимание встречается не всегда и не везде. Раздаются голоса, призывающие не допустить, как они говорят, «введения Закона Божия в школах». Но Основы православной культуры — это отнюдь не то же самое, что Закон Божий. Это культурологический предмет, а культуру своей Родины должен знать каждый образованный и культурный человек.
Года четыре назад проходила встреча, посвященная вопросам преподавания этого школьного курса, на которой присутствовали некоторые губернаторы и представители регионов. Также в ней принял участие тогдашний министр образования Филиппов. Вице-губернатор Калининградской области обратился к министру с просьбой разрешить в виде исключения ввести в его области преподавание Основ православной культуры. Он просил сделать это немедленно. Почему? Потому что 60 % молодежи и детей в Калининградской области никогда не были в остальной части России. Они часто ездят в Польшу, в Литву и у них в связи с этим ощущается определенный отрыв от своей Родины, от своих корней, своей истории. И сейчас там этот предмет преподается в школах, не вызывая ни у кого никаких нареканий. Также обстоят дела с преподаванием Основ православной культуры в Новосибирской, Курской, Белгородской областях, частично — в Московской.
Я думаю, что и дальше мы будем развивать и расширять преподавание Основ православной культуры. Хотя возражения раздаются постоянно. Например, спрашивают: а как же мусульмане, неужели мы будем их заставлять учить православную культуру? Пожалуйста, при компактном проживании последователей ислама, пускай в этих регионах преподают Основы мусульманской культуры. Это уже предпринимается, например, в Татарстане. Поэтому вызывают недоумение выступления президента этой республики с возражениями против преподавания Основ православной культуры.
Седмица.ru/Патриархия.ru