8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы.
Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса.
Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др.
На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа.
По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его.
Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер.
«Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).
К сожалению, стремление удержать людей в определенном вероисповедании далеко не всегда и не у всех ограничивается словесными убеждениями. Незадолго до крещения Абдул-оглы говорил своему духовному водителю, что «его покушались убить фанатики-персы, которые узнали о его намерении принять Православие». Однако угрозы не остановили неофита на пути к Церкви.
Прошло лишь две недели после совершения Таинства Крещения. 6 августа Иван Щербинин был найден зарезанным в самом центре Владикавказа, на Театральной площади (ныне площадь Ленина). 8 августа покойного предал земле его духовный отец — священник Алексий Гатуев.
Убийство Щербинина вызвало широкий общественный резонанс. Его стали почитать как мученика, и некоторое время спустя на могиле, ставшей местом паломничества, был возведен мраморный памятник.
Духовные и светские власти с одобрением отнеслись к предложению отца Алексия совершить освящение памятника на могиле убиенного Иоанна.
Отец Алексий предложил также провести крестный ход от Осетинской церкви на городское кладбище. В ответ на его прошение помощник владикавказского полицмейстера А. Прокопович написал, что «масса народа уже посещает могилу Иоанна Щербинина в настоящее время, так что торжество крестного хода еще более укрепило бы религиозный дух православных жителей г. Владикавказа».
28 июля епископ Владимир благословил «отслужить панихиду с освящением памятника на могиле убитого новопросвещенного раба Божия Иоанна», однако не разрешил крестного хода.
Памятник был освящен в годовщину трагедии — 6 августа 1898 года. В советские годы на месте старого городского кладбища был разбит Комсомольский парк, могила страдальца утеряна.
В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания сохранилось приглашение на чин освящения, составленное отцом Алексием и отпечатанное в типографии С.И. Казарова (приводится полностью):
«Милостивый Государь,
8 августа прошлого 1897 г., на Владикавказском городском православном кладбище, в укромном местечке, отведенном для бездомных покойников, похоронен мною вновь просвещенный Святым крещением из персиан Иоанн Андреев Щербинин, молодой юноша 27 лет, убитый 6 августа того же года своими соплеменниками из-за религиозного фанатизма.
Не было у пострадавшего за Святую Православную веру Иоанна Андреева здесь в городе ни роду, ни племени, могилка его вскорости заросла бурьяном и другими сорными травами, не имела над собою даже маленького простого крестика, стала незаметна и совершенно скрылась с прочими могилками таких же бездомных людей, как и Иоанн Щербинин.
Но пути Господни неисповедимы; по вдохновению Божьему нашлись люди, знавшие событие 6 августа 1897 г., которые, с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, Архипастыря нашего задались целью увековечить память мученика Иоанна Щербинина постановкою на его могиле памятника.
Вследствие чего была открыта с разрешения Его Превосходительства господина Начальника Области частная подписка, собраны небольшие средства, на которые поставлен соответствующий памятник над прахом убиенного, а могила его обведена железною решеткою.
По воле Божией, на мою долю выпало приготовление Иоанна Щербинина к восприятию Святой Православной веры (который уже был по убеждениям истинным христианином, в высшей степени набожным, религиозным и с высокими душевными качествами человеком), предать земле его тело, по воспринятии мученической смерти за Святую Православную веру и, наконец, предстоит освятить памятник над его заброшенной было и никому неизвестной могилой.
6 августа, в годовой день мученической кончины И. Щербинина, после Литургии в Владикавказской Осетинской Богородичной церкви, имеет быть освящен сооруженный памятник над его могилою на городском кладбище.
В виду чего я, смиренный молитвенник о душе моего духовного сына, убиенного Иоанна, почтительнейше прошу Вас, Милостивый Государь, не отказать почтить своим присутствием сие скромное духовное торжество, которое, кроме хвалы Всевышнему Богу, да послужит православному христианину сознанием величия России, в которой православная вера составляет главную силу народа и в особенности в целях возвышения торжества Православия в глазах туземного населения Терской Области».
Прошел еще год. 22 сентября 1899 года на имя преосвященного Владимира направлено прошение, за подписью некоего жителя Владикавказа, «персидско-подданного» Мухтара, сына Таги. В документе, сохранившемся до наших дней, Мухтар пишет: «С давнего времени я возымел желание принять Святую Православную Христианскую Веру. В настоящее время я имею твердое намерение исполнить давнишнее мое желание; а потому я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Преосвященство назначить священника… крестить Святым Крещением».
Преосвященный Владимир наложил резолюцию на прошение: «Отец Алексий Гатуев! Испытать искренность желания просителя и по надлежащем приготовлении совершить над ним Святое Крещение, если нет к сему препятствий» .
«Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» — «вот место, где смерть охотно помогает жизни». Пожалуй, в определенной мере крылатое изречение латинян можно отнести и к данной истории.
Горобец А.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований