В воскресенье 18 февраля Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул подверг жесткой критике новый учебник истории Греции для шестого класса начальной школы, сообщает агентство RNN.
В своей проповеди за Божественной литургией в кафедральном соборе Афин (это богослужение всегда транслируется по всей Греции и за ее пределами по каналу ERT) Архиепископ Христодул заявил, что Церковь присоединяется к тем, кто «восстал против этой книги».
«Возможно ли вообще говорить о туркократии (период¸ когда греки, после падения Византии, находились под османским владычеством — Ред.) и о сохранении нашего национального самосознания — и при этом не делать ни малейших намеков на Церковь и ее вклад? Возможно ли преподавать историю, фальсифицированную в соответствии с так называемыми «новыми взглядами»? Можно ли, одним росчерком пера, принести на алтарь так называемой дружбы — с любым из соседних народов, кто бы это ни был — все то, чему мы обязаны своим существованием как нация?» — воскликнул с амвона Предстоятель Элладской Церкви.
«Стало быть, мы недостойны считаться детьми и потомками тех, кто предпочел отдать свою жизнь за то, чтобы мы жили сейчас в условиях безопасности и демократии. Кто же имеет моральное право встать перед этими людьми и отвергнуть их?» — с горечью произнес Архиепископ Христодул.
По его словам, критики заслуживает не только учебник, вызвавший протесты общественности, но и в целом система образования страны — поскольку она готовит преимущественно технократов, игнорируя при этом гуманитарные дисциплины.
В ответ на аплодисменты собравшихся Архиепископ заявил: «Незачем мне аплодировать. Все мы должны внимательно поразмышлять о будущем нашей страны. Ее перспективы печальны».
То, что в новом учебнике есть «значительные лакуны, недостатки и искажения», признал и заместитель министра образования страны Георгиос Калос. В интервью, опубликованном в воскресном выпуске газеты «Апоевматини», чиновник не исключил возможности отказа от данного пособия — в случае, если с соответствующим предложением в министерство образования обратится Педагогический институт (впрочем, уточнил Калос, министр образования Мариэтта Яннаку говорила лишь об улучшении, а не об отзыве учебника).
Ответственность за содержание книги заместитель министра возложил на прежнее правительство Греции, сформированное социалистической партией ПАСОК.
К этому же школьному пособию негативно отнеслись и на Кипре. Как уже сообщалось, Мариэтта Яннаку получила от министра образования Кипра Неоклиса Силикиотиса критические комментарии к учебнику, подготовленные группой кипрских историков. Предложенные ими исправления получили одобрение министерства образования Кипра и в данный момент разосланы во все школы острова.
Ученые, в частности, скорректировали изложение событий 1974 года (захват Турцией северной части Кипра) и прилагаемые к тексту карты. Они также предложили отказаться от эвфемистического термина «разделение» и назвать произошедшее в тот год «насильственным разделом острова». Также было предложено употреблять в данном контексте термины «Кипрская проблема» и «Кипрская трагедия» вместо термина «Кипрский вопрос».
Обеспокоенность содержанием нового учебника выразил правящий архиерей древнейшей на острове епархии — митрополит Пафский Георгий, представляющий Священный Синод Кипрской Церкви по вопросам образования. Он вновь подчеркнул, что Церковь категорически против переписывания истории и особенно против замалчивания роли Церкви в Революции (Война за независимость Греции 1821-1831 гг., завершившаяся освобождением страны от турецкого ига — Ред.).
В числе мучеников той эпохи были Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Киприан (повешен турками в 1821 году) и министр внутренних дел греческого правительства архимандрит Папафлессас (погиб в бою в 1825 году), напомнил митрополит Георгий.
Выступая перед соответствующей парламентской комиссией, митрополит представил взгляд Церкви на реформу в сфере образования. Владыка выразил протест в связи с тем, что Церковь была призвана к диалогу на эту тему только сейчас, и потребовал объяснить, почему в новой модели традиционные греческие ценности оказываются вытесненными на периферию.
Патриархия.ru