Несколько прелатов — лидеров либерального крыла в Епископальной церкви США заявили, что скорее согласятся на раскол в англиканском сообществе, чем выполнят требования англиканских примасов.
По результатам завершившейся 19 февраля в Дар-эс-Саламе (Танзания) встречи лидеров 38 англиканских церквей мира было принято коммюнике, в котором от ЕЦ требуют «безоговорочно» отказаться от рукоположения гомосексуалистов и благословения однополых пар. Если до 30 сентября ЕЦ США не выполнит это требование, ее отношения с Англиканским сообществом будут считаться «по меньшей мере нарушенными».
Между тем, некоторые американские либералы считают, что выполнение этих требований будет для ЕЦ «откатом в прошлое».
«Да, я бы принял раскол, — говорит епископ Стивен Чарльстон, президент епископальной богословской школы в Массачусетсе. — Я бы предпочел, чтобы мне сказали, что я не состою в общении, например, с Нигерией, если это будет означать, что я могу продолжать занимать позицию справедливости и нравственности. Если цена, которую я должен заплатить — не считаться частью ущербного сообщества, так тому и быть».
Документ, предписывающий ЕЦ США полностью отказаться от рукоположения геев, был принят под влиянием консервативных примасов Южного полушария, лидером которых является Питер Акинола, архиепископ Нигерии.
Всемирное англиканское сообщество стоит на грани раскола после 2003 года, когда епископом ЕЦ стал открытый гомосексуалист Джин Робинсон.
Консерваторов немало и в самих США. Мартин Миннс, настоятель церкви Труро в Ферфаксе, штат Вирджиния, приветствовал принятое 19 февраля коммюнике как «последний шанс» для ЕЦ. «Документ приглашает американскую церковь к участию в англиканском сообществе, но если она выберет не делать этого, она сможет следовать дальше своим собственным путем», — заявил клирик. Миннс был настоятелем одного из 15 приходов Вирджинии, которые вышли из состава ЕЦ из-за несогласия с ее либеральным курсом. В настоящее время Миннс — епископ, подчиняющийся нигерийскому архиепископу Акиноле, взявшему американских консерваторов под свое покровительство.
Некоторые епископалы, выступающие за расширенные права геев в церкви, заявляют, что хотели бы услышать мнение о сложившейся ситуации Катарин Джеффертс-Шори, нового примаса Епископальной церкви. «Я думаю, она вернется домой и скажет нам, как оно (коммюнике) будет действовать, — заявил пресс-секретарь Вашингтонского диоцеза Джим Нотон. — Она накопила много доброй воли, может быть, ей удастся убедить нас, что все будет хорошо, хотя это будет трудно».
В интервью церковной новостной службе ENS епископ Джеффертс-Шори дала нейтральный комментарий принятому в Танзании документу: «Мы вступаем в Великий пост и, возможно, нет лучшего времени для получения этого коммюнике от примасов. Для многих членов нашей Церкви оно станет тяжелой новостью, для других членов Церкви оно будет радостной новостью. Пост — это время, когда мы должны помнить, кто является центром нашей веры, а это, конечно, не мы сами».
Другие либералы признают, что ЕЦ была поставлена в безвыходную ситуацию. «Американскую Церковь очень искусно загнали в угол, и теперь нам придется делать «Выбор Софи» — оставаться ли нам верным нашему пониманию инклюзивного Евангелия, или верными членами англиканского сообщества», — заявила «священник» Сьюзен Рассел, президент епископальной организации по защите прав сексуальных меньшинств Integrity. («Выбор Софи» — книга американского писателя Уильяма Стайрона. Главная героиня книги — узница нацистского концлагеря, которой предоставлен выбор – кто из двоих ее детей останется в живых, а кто погибнет в газовой камере).
В следующем месяце епископы ЕЦ США соберутся в Хьюстоне, и принятое в Дар-эс-Саламе коммюнике станет одной из главных тем обсуждения на этой встрече. По словам Рассел, ее организация будет призывать прелатов «полностью отвергнуть» требования англиканских примасов.
Преподобный Марк Харрис, отставной священник и либеральный церковный публицист, считает, что у американских епископов есть своеобразный выход. Они могут заявить англиканскому сообществу, что не имеют права принимать решения от лица своей церкви, которая имеет демократическую структуру управления: важные решения принимаются сообща прелатами, священниками и мирянами. «В будущем нам потребуется много мужества для того, чтобы отстаивать то, что мы считаем верным, и чтобы принять последствия этого», — говорит Харрис.
По материалам Washington Post и и Episcopal News Service.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru