1 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, за Божественной литургией в храме свт. Николая в Кузнецах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Никифора на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Никифор!
Промыслом Божиим, явленным в определении Священного Синода, ныне наитием Святаго Духа, «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7), чрез возложение архиерейских рук ты сопричислен сонму епископов.
По уставу и чину церковному, прежде чем принять архипастырский жезл, тебе надлежит услышать и твердо запечатлеть в памяти и в сердце слово напутствия, призванное помочь в ответственном и многотрудном служении, которое предстоит тебе совершать в богоспасаемой Отрадненской епархии.
В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что два возлюбленных ученика и апостола просили у Спасителя даровать им престолы славы в грядущем Царстве (см. Мк. 10:37; Мф. 19:28). Господь ответил им: «Не знаете, чего просите… Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:38-39). Исполняя их прошение, Он сподобил их участия в Своих страданиях, которыми уготовляются обители вечные.
Он указал путь, следуя по которому, великое множество святых с тех пор достигли Царства Небесного: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-45). Не убойся и ты идти по этому пути, взирая на «начальника и совершителя нашей веры» (Евр. 12:2) Господа Иисуса Христа и подражая Ему в попечениях о пастве.
Благодать, которую ты ныне восприял в таинстве хиротонии, соделала тебя звеном в непрерывной цепи епископского преемства. Внемли поучению апостола языков, обращенному к ученику его Тимофею и в его лице — к каждому вновь избранному архипастырю: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).
Эти строки, написанные почти два тысячелетия назад, и сегодня остаются актуальными. В согласии со словами апостола великий угодник Божий святой праведный Иоанн Кронштадтский свидетельствует: «Имей ревность Божию: без ревности священник — ничто, потому что без ревности он не имеет и веры» («Дневник» 1856-1858 гг., кн. 2). Продолжая слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, можно сказать, что ревность есть самый яркий показатель веры человека. Не забывай об этом, как зéницу ока храни чистоту святой православной веры, ее догматов, имея особое попечение о благоговейном совершении богослужений и исполнении Таинств.
Памятуя увещание первоверховного апостола Петра, пасивручаемое тебе «Божие стадо, … надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).
Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст наставляет будущего епископа «исправлять грешника не насилием, а убеждением». Знай, что одними только административными методами невозможно достичь желаемых результатов, потому что «и законами нам не дана такая власть к удержанию грешников; и даже если бы и была дана, мы не могли бы воспользоваться этою силою, так как Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению» (свт. Иоанн Златоуст, Слово 2-е о священстве, 3).
Будь внимательным к внутреннему состоянию подчиненного тебе духовенства, ко всем его духовным и материальным проблемам и нуждам. Для того чтобы научиться успешному архипастырскому руководству, тебе необходимо помнить, что «одних наставляет слово, другие исправляются примером… Для одних полезна похвала, для других — укоризна… Одних исправляет увещание, других — выговор… Иногда нужно гневаться не гневаясь, оказывать презрение не презирая, терять надежду не отчаиваясь, сколько этого требует свойство каждого…» (свт. Григорий Богослов, Слово 3-е).
Ты стал архипастырем, имея уже достаточный опыт священнослужения и организации церковной жизни. Получив военное и духовное образование, ты десять лет трудился в Самаре под непосредственным руководством Преосвященного митрополита Сергия, а затем нес послушания настоятеля и благочинного. По милости Божией ты стал свидетелем мироточения Табынской иконы Пресвятой Богородицы во вверенном тебе храме, удостоился быть очевидцем многочисленных исцелений и скорой помощи Пречистой Девы людям, обращающимся к Ней с молитвой веры.
Возложи же и ты все свое упование на предстательство Царицы Небесной и не забывай при этом, что спасение есть во многом совете (см. Притч. 11:14). В любых затруднениях обращайся к старшим собратьям-архиереям, прежде всего к главе митрополии, который сегодня участвовал в твоей хиротонии. В координации с ним планируй и осуществляй работу в сфере духовно-нравственного просвещения, развития церковной миссии, молодежного и социального служения. Будь единомысленным с Высокопреосвященным Сергием при организации взаимодействия с местной властью, с Вооруженными силами, правоохранительными и исправительными учреждениями, общественными организациями и объединениями.
А теперь приими этот архиерейский жезл как знамение крестной силы и премудрости Божией (см. 1 Кор. 1:18, 24), даруемой тебе от Господа для попечения о вверенном тебе стаде, и благослови всех собравшихся в этом храме и усердно молившихся о предлежащем тебе епископском служении. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси