Состоялась традиционная встреча Святейшего Патриарха Алексия с журналистами, которая проходит ежегодно накануне праздника Пасхи. Его Святейшество ответил на вопросы, касающиеся различных аспектов современной жизни Русской Православной Церкви.
Во встрече приняли участие журналисты, представляющие радиостанции «Радио России», «Маяк», Радио Белграда, радио «Радонеж», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», РИА «Новости» и «Интерфакс».
***
— Ваше Святейшество, как бы Вы прокомментировали в свете принятой недавно Священным Синодом новой «Миссионерской концепции» смысл понятия «обращение нехристианских народов»? Ведь сейчас на территории России проживает достаточно много представителей этой категории людей, в частности — на Дальнем Востоке, в Сибири…
— Я приведу Вам в пример Якутию. В 1993 году, когда епископ Герман был назначен на Якутскую кафедру, там был один приход и при этом — ни одного священника, ни одного диакона. Сейчас — 60 приходов, достаточное количество священнослужителей, и верующие, ранее лишенные возможности быть православными, возвращаются в лоно Церкви.
Дальний Восток в ХХ веке был разорен в духовном плане особенно сильно. К примеру, Хабаровская епархия сохранялась, но все послевоенные годы нам не разрешалось назначить туда епископа, а местной епархиальной жизнью управляли Иркутские архиереи. Сейчас на Дальнем Востоке 11 епархий, и в каждой — более 50 приходов. Вот итог миссионерской деятельности Церкви.
— Сейчас многие китайцы, вьетнамцы, корейцы приезжают жить на Дальний Восток. Будет ли Церковь проводить свою миссионерскую работу среди них?
— Когда-то и в Китае была Автономная Православная Церковь, уничтоженная в период «культурной» революции. Те, кто сегодня оседает в России, вступая в брак с русскими, подпадают под миссионерское влияние Церкви по слову апостола Павла: «Святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне» (1 Кор. 7, 14).
— Ваше Святейшество, ожидается воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве с Русской Православной Церковью Заграницей, и сорвать этот процесс уже невозможно. Но все же есть еще силы, которые объединяться не хотят. Что бы Вы могли сказать тем священникам и мирянам, которых пытаются ввести в заблуждение и даже в раскол противники воссоединения?
— За каждым богослужением и в Церкви в Отечестве, и в Зарубежной Церкви молятся о единстве Церкви. Разделение Русской Церкви в XX в. было вызвано политическими обстоятельствами, трагическими для нашего народа: революцией, гражданской войной, репрессиями и гонениями на Церковь и ее верных чад.
В 1922 г. первый глава Зарубежного Синода митрополит Антоний (Храповицкий) сказал, что создание Зарубежного Синода является мерой временной, действующей до тех пор, пока Церковь в России не получит свободу. Каждый здравомыслящий человек может засвидетельствовать сегодня факт свободы Русской Православной Церкви и возрождения веры в душах людей. Сегодня строятся новые храмы, восстанавливается монашеская жизнь, открыты духовные учебные заведения, совершается социальное и миссионерское служение, в том числе — среди частей Российской армии и в местах заключения (в Российской Федерации более 170 тюремных храмов и более 700 молитвенных комнат, построенных руками заключенных). Возрождение Церкви, свобода ее деятельности и свидетельства сегодня очевидны. Поэтому нет оснований препятствовать объединению усилий Матери-Церкви и некогда оторванной от нее по политическим мотивам Русской Зарубежной Церкви в совершении православного свидетельства в мире.
— Ваше Святейшество, сейчас в странах ЕС предпринимаются попытки легализовать эвтаназию, однополые «браки» и т.д. Если Ваша поездка во Францию для выступления на сессии ПАСЕ в октябре этого года состоится, будете ли Вы затрагивать эти проблемы?
— В январе председатель ПАСЕ приезжал специально, чтобы пригласить меня выступить на сессии Парламентской Ассамблеи Европы. В своем выступлении я буду говорить о тех христианских ценностях, которые, к сожалению, Западная Европа утрачивает. Сейчас все чаще пропагандируется грех. Вспомните, какое давление испытал Юрий Михайлович Лужков во время встречи с мэрами Берлина, Парижа и Лондона, которые настаивали на разрешении гей-парада в Москве. Но Юрий Михайлович занял твердую позицию — парада содомитов в Москве не будет.
Однако однополые «браки» сейчас все шире распространяются в Западной Европе, и это происходит при демографическом кризисе. Я спрашивал медиков: гомосексуализм — это болезнь? Мне ответили: это отклонение от нормы. Но, скажем, клептомания — тоже отклонение от нормы, а ведь терпимость к ней никто не пропагандирует. Почему же гомосексуализм так широко рекламируется?
Наше глубокое убеждение в том, что сохранение нравственных и духовных ценностей и, прежде всего, института семьи — основа будущего как нашей страны, так и западного мира. В России многие беды проистекают оттого, что утрачены институт семьи и другие христианские ценности. Даже в советской школе учеников последних классов готовили к семейной жизни, преподавая девочкам домоводство, а мальчикам — ручной труд. Нынешние выпускники образованы, а как строить семью не знают. И когда в такой семье появляется ребенок, горе-родители от него иной раз отказываются или ждут, когда он сам убежит. Почему в современной России 730 тыс. беспризорников при живых родителях? Потому что утрачен институт семьи. Возвращение семейных ценностей — главное сегодня и в нашей жизни, и в жизни Европы.
— Ваше Cвятейшество, что бы Вы хотели передать для радио и телевидения Сербии, православному сербскому народу, Святейшему Патриарху Павлу и сербскому духовенству в связи с наступающим Праздником Пасхи?
— Я сердечно поздравляю Его Святейшество Святейшего Патриарха Павла, иерархов, духовенство, монашествующих, православных верующих и всех сербов с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю радости о Господе Воскресшем, мира душевного и твердости в отстаивании своих позиций.
Я думаю, что каждый серб, независимо от своего социального положения, понимает, чем является Косово — священная земля, политая кровью сербского народа, исполненная православных святынь. Сейчас косовские древние храмы и монастыри разрушаются при молчаливом согласии международных сил. Несколько лет назад на одной из пресс-конференций мне был задан вопрос: «Как Вы относитесь к разрушению буддистских статуй в Афганистане?» Я ответил: «Это варварство». Но почему говорят о разрушении буддистских статуй и ни слова — об уничтожении древних косовских православных святынь, которые, к тому же, были взяты под охрану ЮНЕСКО?
— Ваше Святейшество, Вы, конечно, знаете о планах по созданию независимого Косово. Не было ли у Вас какого-нибудь разговора с В.В.Путиным об оказании содействия силам, препятствующим отделению Косово от Сербии? Верите ли Вы, что албанские правоохранительные органы, под охраной которых должны будут находиться многие косовские святыни, смогут уберечь их от разорения и разрушения?
— С Президентом России у меня разговора на эту тему не было. Я лично не верю, что албанцы сохранят святыни, потому что они уже в течение нескольких лет их разрушают. И идея создания «Великой Албании», которой движимы албанцы, желающие и Косово включить в состав Албании, едва ли будет способствовать защищенности сербского меньшинства и их реликвий.
— Ваше Святейшество, у меня вопрос о Вашем предстоящем визите во Францию. Неоднократно высказывалось мнение, что встреча глав Русской Православной и Римско-католической Церквей может состояться только после разрешения проблем, связанных с деятельностью униатов на Украине, и на нейтральной территории. На Ваш взгляд, может ли Франция в октябре стать таким местом Вашей встречи с Римским Папой?
— Встречи с главой Римско-католической церкви не планируется. Пребывание мое во Франции будет коротким. Я предполагаю выступить на Парламентской Ассамблее Европы и принять участие в приеме, который будет давать руководство ПАСЕ. Также в программу этой поездки входят посещение Парижа и служение в соборе Нотр-Дам де Пари перед Терновым Венцом Спасителя, совершение молебна на Трехсвятительском подворье Московской Патриархии, встреча с Президентом Франции и сразу после этого — отбытие на Родину.
— Ваше Святейшество, сейчас наступило такое время, когда выпускается очень много духовной литературы, и, к сожалению, часто издаются книги, содержащие еретические учения. Существуют ли какие-нибудь планы у руководства Русской Православной Церкви по ограждению широкой читательской аудитории от ересей, то есть об учреждении чего-то вроде духовной цензуры на книги церковного содержания?
— Дело в том, что само слово цензура при его появлении вызовет шквал критики в некоторых кругах. Мы создали Издательский Совет и при нем — Издательский отдел Московской Патриархии и рекомендуем всем приходам, монастырям и частным издательствам, занимающимся выпуском духовной литературы, проходить экспертизу этого Совета, который дает разрешение на издание той или иной книги. Но мы не называем это цензурой. Однако страна наша большая, а порядка в ней мало, почему и появляются отдельные книги и брошюры, часто мало поучительные и даже соблазнительные по своему содержанию.
— Ваше Святейшество, не могли бы Вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг православного приюта «Никита» в Подмосковье.
— Я пока не знаю официальной позиции Московской епархии. Я только слышал, что есть такая проблема. Но мое мнение таково — ни один приют, ни одно учебное или воспитательное учреждение не могут и не должны быть закрыты. Православные приюты, детские садики, лицеи и гимназии, если они уже существуют, должно всемерно поддерживать и сохранять.
— Ваше Святейшество, это год посвящен преподобному Савве Сторожевскому в связи с 600-летием со дня его кончины. В следующем году исполняется 500 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Какое значение для современного человека, для возрождения духовной жизни на современном этапе истории Православной Церкви имеют эти подвижники периода расцвета духовной жизни Древней Руси?
— Преподобный Савва Сторожевский был учеником преподобного Сергия Радонежского и очень сильно почитался уже вскоре после своей кончины. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович. Торжества по случаю юбилея преп. Саввы будут проходить как в монастыре, так и за его пределами, в частности, будет освящен собор в Звенигороде.
Но в этом году мы отмечаем не только юбилей преподобного Саввы, но и празднуем 600 лет со дня преставления святой великой княгини Евфросинии, супруги святого Дмитрия Донского, а также 500 лет со дня рождения святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского и всея Руси. Также на этот год приходится празднование 400-летия со дня кончины первого Русского Патриарха св. Иова, а, кроме того, исполняется 90 лет восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. 45 лет исполняется и со дня кончины святой блаженной Матроны Московской.
Видите, как много дат, которые будут отмечаться. И я не отдал бы предпочтения ни одной из них, потому что каждый из только что названных подвижников Земли Русской внес огромный вклад в духовное созидание Руси. Своими подвигами и молитвами они ограждали русских людей от врагов и укрепляли дух народа, помогали нашим соотечественникам находить силы в тяжелых жизненных обстоятельствах и в период вражеских нашествий. Все эти даты мы будем торжественно отмечать в течение года — и, я думаю, неоднократно.
* * *
По окончании пресс-конференции журналисты поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви с предстоящим праздником Пасхи Христовой. В ответ Святейший Патриарх пожелал присутствующим пройти дни Страстной седмицы и с духовной радостью встретить Светлый день Воскресения Христова, почувствовать, что «Господь Воскресший — с нами». «А если Господь с нами, то нам не страшно ничто и никто», — сказал Его Святейшество.
Затем Святейший Патриарх Алексий вручил журналистам Патриаршее Пасхальное послание и, в качестве подарка, пасхальные яйца, на которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь. Традиционно на пасхальных яйцах, которыми поздравляет паству Святейший Патриарх, помещается изображение ставропигиальных монастырей. В этом году выбор пал на Саввино-Сторожевский монастырь в связи с 600-летним юбилеем преставления прп. Саввы Сторожевского.
Седмица.ru
Патриархия.ru