3 апреля 2007 года в газете «Известия» опубликована заключительная третья часть интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он дал обозревателям «Известий» Марине Заваде и Юрию Куликову.
Первая часть интервью — «Известия» от 30.03.2007, № 055 (27339).
Вторая часть интервью — «Известия» от 2.04.2007, № 056 (27340).
— Папа Римский Бенедикт ХVI, посетивший Освенцим, воскликнул, выйдя за ворота бывшего концлагеря: «Где был Господь, когда в этом месте уничтожали полтора миллиона человек? И почему Он оставался безмолвным?» Это что — маленький эмоциональный бунт? И раз уж сам Папа Римский впал, «как в ересь, в неслыханную простоту», не будем святее его и зададим свой «крамольный» вопрос: почему на долю порядочных, светлых людей часто выпадают ужасные страдания, а злобные, низкие грешники тем временем живут вполне безмятежно и счастливо? Бытует мнение, что Господь испытывает тех, кого любит. Но зачем? Еще говорят: «Бог правду видит, да не скоро скажет». А это чем объяснить? В любом случае, кто-то следит за справедливостью? Или на земле так задача не ставится?
— Бог не сотворил зла. И мы не должны Ему зло приписывать. «Все, что Он создал... хорошо весьма» (Быт. 1. 31). Зло — это следствие неправильного употребления нашей богоданной свободы. Сотворив человека, Господь заповедал не есть плодов от древа познания добра и зла, сказав: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2. 17). Однако люди преступили заповедь Творца. Познав зло, человек оказался не в силах противостоять ему без помощи Божией, которую он добровольно отринул.
Господь мог бы искоренить зло, отняв у человека свободу, но Он не желает этого. Впрочем, Бог непрестанно направляет злых людей к добру через Свое слово, через проповедь Церкви. Наконец, Крест и Воскресение Сына Божия приносят нам избавление от греха и смерти (Рим. 8. 2), если только мы добровольно следуем за Христом.
Творец выше справедливости — Он милосерден. Отец Небесный любит каждого из нас и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2. 4). Счастье и безмятежность грешника — обман, а лишения и скорби праведных ни в какое сравнение не идут с муками богооставленности.
— Снова о Бенедикте XVI. С прежним главой Католической Церкви Иоанном Павлом II у вас так и не состоялась встреча, хотя в 1997 году была даже назначена конкретная дата. За десять дней до нее Ватикан вычеркнул из проекта согласованных документов два принципиальных пункта, касающихся прозелитизма и конфликта между греко-католиками и православными на Западной Украине. Теперь все чаще пишут, что с корректным немцем Ратцингером Вы «не прочь переговорить с глазу на глаз». Более того, предполагают, что встреча произойдет в Москве и чуть ли не в этом году. Насколько это вероятно?
— Действительно, в 1997 году была запланирована моя встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II в городе Граце в Австрии. Предполагалось подписать совместный документ, куда, в частности, мы планировали включить положения, осуждающие прозелитизм и отрицающие униатство как путь к объединению Церквей. Неожиданный отказ католической стороны от этих пунктов сделал встречу бессмысленной, так как наше совместное появление перед телекамерами лишь для того, чтобы произнести пару вежливых фраз, никак не способствовало бы реальному улучшению ситуации.
Тем не менее, я не потерял надежду на то, что отношения между нашими Церквами все-таки станут лучше. Положительно воспринимаю заявления Папы Бенедикта XVI о стремлении к развитию отношений с Православной Церковью, которые он неоднократно делал после избрания на Римскую кафедру.
У православных и католиков общая позиция по многим вопросам современности. Мы можем и должны совместно говорить миру о христианских ценностях. Но прежде нужно разрешить стоящие между нами проблемы. Это, надеюсь, откроет путь ко встрече Предстоятелей двух Церквей.
— Ваше Святейшество! Вы принадлежите к старинному дворянскому роду. Имя одного из ваших предков — графа Федора Васильевича Ридигера, генерала, героя Отечественной войны 1812 года — было высечено на скрижалях Храма Христа Спасителя, взорванного после революции. Славное имя восстановлено вместе с храмом. Как Вы полагаете, рваная рана, нанесенная России большевиками, способна полностью затянуться? Или истребление дворянства, священников, людей, составлявших цвет нации, нет-нет да и сказывается в неких признаках вырождения? Не думаете, что все эти ксенофобы, скинхеды, со злобой нападающие на кавказцев, негров, евреев, таджиков якобы во имя чистоты русской нации и православной веры, есть прямые потомки тех, кто разрушал Храм Христа Спасителя, сбрасывал кресты с деревенских церквей?
— Давно замечено: разрушать легче, нежели созидать. Слава Богу, наш народ все лучше видит, что нельзя построить светлое будущее на горе и страданиях невинных людей, коверкая их судьбы и перешагивая через их жизни. Но, знаете, это относится не только к советскому прошлому. Давайте посмотрим вокруг: как мы живем? Если мы на правильном пути, то почему рядом с нами, на нашей богатой ресурсами и людьми земле так много несчастных, отверженных, нищих? Ведь это позор для нации — то, что старики, отдавшие молодость и здоровье Родине, доживают свой век, роясь в помойках!
Церковь неоднократно возвышала голос, призывая к покаянию, понимая под этим прежде всего исправление жизни, борьбу с грехом. Если каждый из нас на своем месте в меру сил будет поступать как христианин, как нравственный и совестливый человек, то зло потеряет опору, будет посрамлено. И тогда возродится Святая Русь.
На нашей земле никогда прежде не было этнических войн и межрелигиозной вражды. Убежден: мы и сегодня не должны терять добрых традиций гостеприимства, свойственных русскому и прочим народам нашей страны. Впрочем, и гости не вправе грубо навязывать нам свои представления и культурные нормы. Они обязаны соблюдать правила поведения, принятые у нас.
Да, во многих местах сегодня есть экономические и социальные проблемы, в том числе связанные с миграцией. Но никакие проблемы нельзя решить погромами — это только нанесет удар по нашей стране, сделает ее уязвимой перед теми, кто не желает больше видеть ее на карте мира как сильную и единую державу. Власть сегодня призвана не на словах, а на деле снять всю ту боль, которую испытывают коренные жители страны из-за унижений и несправедливости.
— Православная и Католическая Церкви дружно осудили фильм «Код да Винчи». Что ж, иерархи вправе оберегать чувства верующих, если считают их неделикатно задетыми. Другое удивляет: прокуратура Самарской области направила в областной кинопрокат письмо с предупреждением, что показ фильма «Код да Винчи» недопустим, и пригрозила кинотеатрам за непослушание штрафом. Что Вы скажете о таком религиозном рвении чиновников светского государства? Может быть, в Самаре что-то перепутали в датах и решили, что Православная Церковь, как до 1917 года, находится в ведении обер-прокурора?
— А вы считаете, это правильно, когда влиятельное меньшинство навязывает свои представления большинству, лишенному права голоса? Между прочим, у нас в России, по результатам опросов, большинство граждан называют себя православными.
Власти светского государства призваны защищать интересы и убеждения живущих в нем людей. И если религиозные чувства оскорбляются, то граждане вправе рассчитывать на соответствующие действия власти. Я, кстати, не имею в виду фильм «Код да Винчи» — там грубых оскорблений нет, но есть подмена христианства языческим культом плоти, и нам, православным, наверное, должны были дать возможность в том же объеме и на тех же площадках сказать о пустоте и обманчивости этого культа.
Свобода совести не должна превращаться в свободу от совести. Но, к сожалению, у некоторых людей сформировался именно такой стереотип светского государства. Им представляется, что власть должна всячески оберегать и даже поддерживать разные маргинальные группировки. История, да и современность ярко отвергают пользу подобных экспериментов.
Твердо убежден: ради мира в обществе, ради лучшего будущего нам надо найти в себе силы плыть против течения, в котором вольготно себя чувствуют немногие, но очень влиятельные «акулы» пера, эфира и «экспертного сообщества». Да, это очень непросто, но это единственный путь, достойный христианина.
— Несколько лет назад переделкинская резиденция была кардинально реконструирована. Вы перебрались в новое здание и, как всякий новосел, с энтузиазмом взялись за его обустройство. В чем в доме проявляется Ваш личный вкус? Какая комната непроизвольно стала самой любимой и обжитой?
— Ну, еще на этапе проектирования учитывались мои пожелания. Важно, чтобы все было «под рукой»: библиотека, кабинет и келлия с выходом на балкон.
Какая комната самая любимая? Даже и не знаю. Больше времени провожу в келлии, так как обычно целый день меня не бывает дома. В кабинете работаю с бумагами, иногда здесь же принимаю посетителей. Случается побродить по территории — правда, не так часто, как хотелось бы.
— В углу Вашего домашнего кабинета установлен современный музыкальный центр. Похоже, музыка для вас не только отдых, но и необходимый фон при работе с бумагами, документами? Вы предпочитаете духовные произведения? Или что-то по-светски ритмичное?
— Классику. Но вообще слушаю музыку по настроению. Не брезгую и современными композициями: надо знать, что слушает молодежь, а то так недолго и отстать от жизни.
— Президент Путин так ценит своего лабрадора Кони, что допускает его на важные встречи, в том числе с главами государств. А кто-нибудь из ваших любимцев — мопс Кеша, пекинес Пушок или подаренный детьми Беслана карликовый пудель Туся — пользуется аналогичной привилегией?
— Надо будет подумать об этом (мягко улыбается). Ведь присутствие животных снижает напряженность, создает более неформальную, по-домашнему уютную обстановку.
— Какая книга, кроме, естественно, Библии, лежит сегодня у Вашего изголовья?
— Мое служение почти не оставляет времени на встречи с книгой. Читаю Слово Божие, обращаюсь к творениям святых, перечитываю русскую классику. Знаете, в прошлом и позапрошлом веке люди были несколько мягче, добрее. Ритм современной жизни не лучшим образом сказывается на отношениях. Но мы должны стремиться делать добро, привносить в жизнь то светлое, что имеем сами, ибо «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35).
Первая часть интервью — «Известия» от 30.03.2007, № 055 (27339).
Вторая часть интервью — «Известия» от 2.04.2007, № 056 (27340).