Главный парадокс современного российского ислама в том, что мусульманские общины, обладая всеми необходимыми правами и возможностями для развития, не справляются с внутренним расколом, считает известный исламовед Роман Силантьев.
«К сожалению, последние 19 лет в российском исламе станут самым черным периодом в его истории. Российский ислам стал жертвой идеологической экспансии извне и, в отличие от других традиционных религий, пострадал от нее наиболее сильно», — заявил Р. Силантьев в понедельник в Москве на презентации своего нового исследования, посвященного исламу в России.
По мнению исследователя, одним из основных мифов о современном российском исламе являются утверждения о его якобы гонимом статусе по сравнению с Православной Церковью, которая едва ли не становится государственной религией.
«Ислам — это самая привилегированная религия России», — заявил в противовес этому исламовед.
Как сообщает «Интерфакс», Р. Силантьев напомнил, в частности, как во многих исламских регионах РФ в период рамадана вводится запрет на продажу спиртного, принимаются меры по полному закрытию игорных заведений, неоднократно поднимаются вопросы о легализации многоженства, на деле весьма распространенного среди местного населения. В Ингушетии в государственных школах в обязательном порядке преподаются «Основы исламской культуры».
Между тем, по словам Р. Силантьева, возможная попытка ввести запрет на продажу алкоголя в Страстную седмицу где-нибудь в Белгородской области вызвала бы бурный протест, а попытки ввести факультативный курс «Основ православной культуры» встречают уже сейчас массу препятствий.
Однако, как отметил эксперт, российский ислам находится сегодня «в состоянии глубочайшего кризиса», вызванного в первую очередь отсутствием полноценной системы подготовки собственных кадров духовенства.
Так, несмотря на то, что в России сейчас действуют 4 тыс. мусульманских общин, «сегодня просто нет нового поколения имамов, которые могли бы прийти в эти мечети», отмечает Р. Силантьев.
«Раскол традиционного ислама, к сожалению, продолжается. И ни один из мусульманских лидеров мнения даже половины российских мусульман не выражает. К настоящему времени в России насчитывается 65 мусульманских централизованных структур. Их количество вплотную приближается к числу епархий РПЦ. Только в этом году созданы два новых муфтията: на Сахалине и в Перми, где процент мусульман оцень мал», — сказал Р. Силантьев.
Из 65 российских муфтиев арабским языком, по его словам, нормально владеют лишь три-четыре человека. Исламское образование в России находится в глубоком кризисе. «Суммарный выпуск двух ведущих исламских вузов (Московского исламского университета и Российского исламского университета в Казани) составляет десять человек в год. Получается, что стоимость обучения одного имама в год состаляет около 2 миллионов долларов. Летчика-испытателя подготовить дешевле», — отметил эксперт.
На этом фоне, продолжает ученый, в среде российского ислама растет влияние нетрадиционных направлений, распространяются идеи ваххабизма. Так, по словам Р. Силантьева, сегодня ваххабиты контролируют уже более 70% мусульманских СМИ, которые «словно специально разрушают межрелигиозный мир в России».
«Сейчас традиционные мусульмане дезорганизованы, деморализованы, живут в состоянии страха, поскольку не имеют нормальной защиты. На Северном Кавказе ваххабиты просто убивают традиционное исламское духовенство, которое им противостоит», — заявил Р. Силантьев, слова которого цитирует РИА «Новости».
По словам эксперта, только за последние полгода совершено более 10 покушений на имамов и муфтиев Северного Кавказа, пять из них погибли. А с 1994 года в стране убиты более 50 представителей традиционного исламского духовенства, среди них два муфтия.
Исламовед подчеркнул особую важность вмешательства в эту ситуацию со стороны государства и принятия мер по поддержке традиционного ислама в России.
«Если эта тенденция сохранится и если власть не предпримет серьезных мер, то тысячелетнему межрелигиозному миру в России придет конец. Прослойка мусульман, желающих жить в мире с христианами, станет ничтожно мала», — предупреждает Р. Силантьев.
Отвечая на вопрос РИА «Новости» о мерах по выходу из сложившейся ситуации, Силантьев заявил, что «государство могло хотя бы закрыть доступ на центральные каналы нетрадиционным мусульманам, например, Гейдару Джемалю, который разжигает межрелигиозную рознь и имеет справку инвалида 2-й группы по шизофрении». По его мнению, «государство также могло бы вложить средства в создание нормального исламского вуза или договориться с Сирией и Иорданией об обучении российских студентов традиционному исламу».
Необходимо также создать «нормальную общероссийскую мусульманскую газету» и соответствующий сайт в Интернете, заботиться о содержании книжных магазинов., которые зачастую вместо богословской литературы заполнены книгами оккультного характера, добавил эксперт.
«И конечно же, государству должно реально защищать традиционных мусульман на Северном Кавказе —давать вооруженную охрану, достойно оплачивать труд имамов. Думаю, православные не будут против», —сказал ученый.
Он напомнил, что в Российской империи имамы и муллы получали большее жалование, чем православные священники, так как их деятельность считалась более ответственной.
Также на презентации был затронут вопрос численности российской уммы. Как отметил эксперт, «наиболее распространенная цифра в 20 миллионов мусульман действительности не соответствует»; более того, численность российских мусульман остается сегодня «самым серьезным мифом» об исламе в России, и до сих пор точные данные об этом отсутствуют.
Сам Р. Силантьев, по его словам, встречал данные от 5 до 50 млн. российских мусульман. Между тем число этнических мусульман, проживающих в России, по словам исламоведа, более-менее уточнено и составляет 14,5 млн. В то же время, по данным социологических опросов, ислам в России исповедуют всего лишь 7-9 млн. человек.
Другим распространенным мифом, по мнению эксперта, является утверждение о массовом принятии ислама этническими русскими.
«За последние 15 лет в ислам перешло не более трех тысяч русских», — сообщил Р. Силантьев.
При этом, по его данным, среди этнических мусульман за тот же период Православие приняли около 2 млн. человек. Более 400 иереев Русской Православной Церкви, добавил эксперт, являются этническими мусульманами, до 20% татар сегодня также исповедуют христианство, а дети от смешанных браков в 70% случаев становятся христианами.
Предыдущая книга Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», опубликованная в 2005 году небольшим тиражом для «узкого круга специалистов», вызвала скандал в мусульманских организациях и СМИ, после которого Силантьев оставил пост ответственного секретаря Межрелигиозного совета России.
«Эта книга не направлена против ислама. Она дает мусульманам возможность понять, из-за чего произошел кризис в исламском сообществе, кто виноват и что можно было бы сделать», — отметил автор, представляя новую книгу, изданную тиражом четыре тысячи экземпляров и доступна всем желающим.
По материалам информагентств
Патриархия.ru