Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.
— Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Евгений! Мы живем в Карагандинской епархии. У меня с детства мечта служить в священном сане. Я хотел бы учиться в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия. Возможно ли поступить в Московскую духовную семинарию без рекомендации правящего архиерея? (Феодор, г. Караганда, Казахстан)
— Феодор, необходима рекомендация священника, заверенная правящим архиереем или рекомендация самого архиерея.
— Владыка благословите! Владыка есть ли в МДА магистратура? Принимают ли с тройкой? (Владимир, г. Волгоград)
— Владимир, магистратура есть. В каждом отдельном случае вопрос рассматривается индивидуально. Но вопрос в том, какой бакалавриат Вы закончили?
— Ваше Высокопреосвященство, добрый день! Я воспитанник заочного отделения Самарской семинарии, сейчас учусь на 4 курсе, в дальнейшем хочу продолжить обучение и, конечно, принять священнический сан. В наше время очень трудно найти достойную матушку, особенно верующую и такую, чтобы пошла за тобой по стези священнического пути. Мне очень нравится одна девушка, она верующая, ходит в храм и ведет благочестивую жизнь по меркам сегодняшнего мира. Проблема в том, что она имеет ребенка от одного мужчины, который бросил ее как только узнал, что она беременна. Он не появлялся на протяжении всей жизни ребенка, а девочке 7 лет уже. Вопрос в том, если бы я соединил свою жизнь с этой девушкой, я могу надеяться на возможность моего дальнейшего рукоположения в сан священника или это будет невозможно? Заранее благодарю за ответ. (Максим, г. Самара)
— Мужчина, женатый на женщине, имеющей ребенка от другого, в соответствии с каноническими нормами, не может быть рукоположен. Поэтому Вам как потенциальному кандидату священства следует поискать другую невесту. В случае брака, о возможности которого Вы пишете, Вам могут быть доступны лишь те церковные должности, которые могут занимать миряне.
— Добрый день, Ваше Высокопреосвященство. Я с 2007 года занимаюсь внедрением и развитием электронного дистанционного образования в банке. За это время моим отделом, которым руковожу, было разработано более 30 электронных учебных курсов, проведено более 500 вебинаров, обучено более 4000 работников. Имею большой опыт по разработке контента для электронных курсов. В свободное от основной работы время занимаюсь поддержкой сайта храма св. Николая Чудотворца в Кленниках. В мирской жизни электронное обучение, хотя и новая форма обучения, но очень эффективная, что подтверждается различными нашими исследованиями. Хотел бы узнать, а насколько наша Православная Церковь в обучении использует эту форму? (Андрей Стулов, г. Москва)
— Андрей, при получении духовного образования очень много внимания уделяется воспитательному процессу и главной формой обучения для нас является очная форма. Дистанционная форма, в нашем случае, возможна при работе с заочным сектором, где подавляющее число студентов уже приняло сан, также рассматривается вопрос об использовании дистанционной формы для дополнительных образовательных проектов и переподготовки. В настоящий момент в МДА разрабатывается порядка десяти дистанционных образовательных курсов.
— Ваше Высокопреосвященство! Вы на протяжении многих лет являетесь ректором старейшего учебного заведения России, а также председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Почти 20 лет! Неужели за столько лет Вы не смогли воссоздать действительно высокого уровня богословское образования? Причем у вас были все необходимые для этого силы и ресурсы. Следуя веянию моды, Вы тянете богословскую науку в дикие дебри Болонских лесов, неужели Вы верите, что таким образом богословское православное образование выйдет на более высокий уровень? (Алексей Архипов, г. Москва)
— Уважаемый Алексей! К сожалению, быстро можно только разрушать, на созидание же уходит гораздо больше времени. К тому же гораздо труднее воссоздавать однажды сотворенное и утраченное, чем строить новое. Годы атеизма и безбожия сожгли практически дотла мощное, только начавшее плодоносить древо отечественной богословской науки, а ведь на его взращивание ушло два века! Вы говорите, что у нас были все необходимые силы и ресурсы, — Вы не представляете, как это далеко от правды. Но зато у нас есть Господь, и хотя нам предстоит еще долгий путь, мы делаем все от нас зависящее и верим, что Он нас не оставит.
Собственно Болонский процесс касается исключительно образования и затрагивает науку только в административной сфере. Любые научные исследования и, конечно, отечественная богословская наука никак с Болонским процессом не связаны по своему содержанию. Но Вы правы в том смысле, что высшее образование (не только богословское) не существует без науки, а наука подпитывается высшим образованием. Болонский процесс представляет собой лишь немой набор инструментов, прежде всего методического и административного характера. А в настоящее время перед духовным образованием стоят задачи, некоторые из которых удобнее осуществлять именно с помощью таких инструментов. Совсем необязательно, но удобно. Например, перед нами стоит задача доказать сопоставимость наших учебных программ со светскими (европейскими и отечественными) с целью признания уровня образования — Болонский процесс предоставляет нам такую возможность. Итак, мы используем только то, что нам необходимо. Но главное после сохранения традиции — культивирование научного исследования. И тогда будет и научная школа, и высокий уровень образования. А это уже зависит от нас с Вами.
— Обошел в Архангельске несколько церквей с просьбой покрестить ребенка перед отъездом на несколько месяцев. К сожалению, смог выбрать только крестную мать для него. Мужчин, кому бы настолько доверял, знакомых нет, везде получил завуалированный отказ, мол, без крестного и крестной вместе не крестим, мол, можем потерять «работу». Во-первых, непонятно теперь — что, из-за этого не крестить тех, у кого нет возможности пригласить обоих крестных по разным причинам? И кто же взял на себя смелость ввести подобное правило? И вообще, я всегда думал, что это не «работа», а служение, причем Господу! Также забыл добавить что запрещено в архангельских храмах в крестные принимать родственников, бабушек, дедушек, тетей и дядей. Правильно ли это, ибо это нововведение недавнее? (Константин, г. Архангельск)
— Крестить мальчика можно и без восприемницы, но восприемник, крестный отец, в этом должен участвовать. Крестить мальчика без крестного отца можно лишь в исключительных случаях. Близкие родственники — дедушки, дяди, взрослые братья — могут быть восприемники, но только не родители.
— Ваше Высокопреосвященство! В последнее время довольно актуальной стала тема применения мультимедиа и дистанционных технологий в духовном образовании. В частности, организация дистанционных курсов в семинариях, создание электронных учебных комплектов для студентов (последнее тоже, на мой взгляд, замечательное и нужное начинание). Каково Ваше отношение к этой проблеме и что можно сказать об этом? Какие шаги предпринимаются для развития этого направления и что планируется? Вопрос небезынтересен, поскольку сама имею небольшой, но очень положительный опыт обучения и совсем малый — преподавания в этих системах, чему очень рада. Хотелось бы узнать, над чем нам бы стоило работать и на что обратить внимание прежде всего. Заранее большое спасибо! (Юля, г. Москва)
— Уважаемая Юлия! В настоящее время и Учебный комитет, и духовные учебные заведения, и профильные синодальные отделы работают над созданием системы дистанционного обучения по различным направлениям подготовки. Мы находимся сейчас еще в начале пути, однако четко представляем, что хотим получить. Важно понимать, что в первую очередь следует обращать внимание на создание дистанционных курсов, наиболее востребованных современной церковной жизнью. И именно на этом мы концентрируем наши усилия.
— Планирует ли Учебный комитет в рамках реформирования системы духовного образования создание курсов повышения квалификации для священнослужителей по типу 2-х недельных курсов в государственных учреждениях? Возможные направления: практическая психология, социальная психология, экономические аспекты управления на приходе, катехизация и др. Насущных вопросов много. Как представляется, пользы бы было не мало от таких курсов. (иерей Александр Топчий, г. Калининград)
— Действительно, такие курсы могли бы значительно помочь в повышении образовательного уровня клириков и мирян. И они создаются, некоторые уже успешно действуют. Более того, у нас накоплен значительный потенциал сотрудничества со светскими учебными заведениями, в государственных и негосударственных вузах открыты кафедры и факультеты теологии. Однако Учебный комитет несет ответственность за качество образования, и предстоит еще немало работы, чтобы использовать весь этот потенциал для решения общецерковных задач.
В настоящее время уже действуют курсы повышения квалификации для клириков Москвы.
— Ваше Высокопреосвященство! Есть ли возможность дистанционного обучения в МДАиС? (Алексей, г. Анадырь)
— Уважаемый Алексей! В настоящий момент система дистанционного обучения Московской духовной семинарии находится в стадии разработки, и мы надеемся, что в самое ближайшее время увидим первые плоды. Следите за информацией на наших официальных сайтах.
— Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый владыка Евгений! Смею напомнить Вам, что имел возможность общаться с Вами в начале этого года на установочной конференции по поводу будущей энциклопедии «Сергий Радонежский» в Московском Доме ученых, когда спрашивал Вашего совета по поводу остающейся закрытой строительными лесами и маскировочной сеткой мемориальной доски в честь М.В. Ломоносова — выпускника Спасских школ, являвшихся предтечей руководимого Вами учебного комплекса в составе Русской Православной Церкви, на здании по ул. Никольской, 9 (выходящая непосредственно на улицу часть храма Спаса Нерукотворного). Увы, недавно обнаружил там свежепокрашенный забор, а потому, видимо, еще долго придется ждать «вызволения» Ломоносовской памятной доски. Можно адресовать к Вам, уважаемый Владыка, один конкретный вопрос? Сейчас в коммуникации с Архангельской митрополией идет предварительная проработка вопроса о возможности организации летом с.г. на Русском Севере волонтерского проекта, связанного с 310-й годовщиной ухода из жизни первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Если будет положительное решение о проведении такого проекта в рамках церковно-светского соработничества, то можно ли будет попросить Вас порекомендовать кандидата для участия в предполагаемом проекте из числа обучающихся в руководимых Вами учебных заведениях, которые или были бы уроженцами Архангельской области, или в порядке исследовательской работы занимались бы изучением жизни, деятельности и трудов святителя Афанасия, который, как мне рассказывали на Севере, даже считался вероятным кандидатом на Патриарший престол после смерти Патриарха Адриана в 1700 году, но чего не произошло вследствие упразднения Патриаршества? Спасибо! (С уважением, Вадим Михайлов, куратор волонтерских проектов, г. Москва)
— Уважаемый Вадим! Мы приветствуем подобные проекты, участвуем в них и готовы посильно участвовать и далее. Особенно значительны здесь усилия Миссионерского отдела Московской духовной академии, который накопил немалый опыт. Приглашаем Вас посетить нашу Академию и обсудить детали проекта. Благодарим за конкретные инициативы.
— Сын обучается в семинарии. После выпуска из семинарии, если примет сан (диаконский, священства) куда будет направлен? В тот регион из которого прибыл, или в любой иной в зависимости от необходимости епархии? На учебу приехал из Москвы. Если сан не примет, то каков его дальнейший путь может быть с дипломом бакалавриата? Возможно ли в программу обучения включить мирские предметы, которые в любом случае могут пригодиться в жизни? (С уважением, Елена, г. Москва)
— Елена, выпускники семинарий распределяются в те епархии, от которых поступали, вне зависимости от сана. По окончании семинарии он сможет продолжить свое образование в магистратуре.
— Ваше Высокопреосвященство! Два с половиной года я обучался на СЗО МДС. Затем по письму епископа был отчислен. С помощью Святейшего Патриарха я вновь служу. Хотел бы восстановиться в семинарии, но епископ упорно не дает рекомендацию! Как быть? Если все таки получу рекомендацию, смогу ли учиться, мне скоро будет 50 лет? Прошу Ваших молитв и помощи! (иерей Михаил Оболенский, г. Пучеж)
— Да, Вы сможете продолжить обучение на СЗО МДС.
— Как Вы думаете, что в сегодняшнем дне является широким путем, или тайным расширением, и как это можно соотнести с новшествами в самой Церкви? (Юрий, г. Егорьевск)
— Юрий! Под широким в настоящее время стоит понимать то же, о чем говорится в Священном Писании: это путь порочных страстей, которых огромное множество. И тот кто движется этой дорогой, широкой лишь в своем начале, должен помнить о пагубности греха. Путь к Богу всегда узок и тернист, потому через него необходимо двигаться протискиваясь. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду под «тайным расширением» и что подразумеваете под новшествами Церкви.
— Здравствуйте! Скажите, как Русская Православная Церковь относится к Армянской Апостольской Церкви? Армянская Церковь включают в группу Древневосточных Православных Церквей — получается, она является православной? И каковы основные различия догматов Армянской и Русской Церкви? Спасибо! (С уважением, Ованес, г. Нижний Новгород)
— Единственное вероучительное отличие Армянской Апостольской Церкви от Русской Православной Церкви заключается в одном из главнейших церковных догматов, в учении о Христе. Русская Церковь, как и вся полнота Православной Церкви, разделяет учение, выраженное в 451 г. на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе: во Христе — две природы (Божественная и человеческая) и одна ипостась. Армянская Церковь отказалась принять это учение, сохранив дохалкидонскую Христологию, в которой одна ипостась могла иметь одну природу: во Христе одна ипостась Богочеловека, а потому и одна природа Богочеловека. Поэтому она не является православной и не находится в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью. Неоднократно, как в древности, так и в новое время, православные и армянские богословы вели переговоры о соединении, но поскольку представители Армянской Церкви всегда отказывались признать Халкидонский Собор, переговоры остаются безрезультатными. Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ Армянской Апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского Собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. Остальные отличия между Армянской и Русской Церквами несущественны. Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV-VII Вселенских Соборов.
«Древневосточные Православные Церкви» — хотя и употребимое, но очень условное и семантически неточное название группы древних церквей, отпавших от единства Вселенской Церкви после отвержения Халкидонского Собора. В этом названии «православный» является переводом английского слова «orthodox», которое может быть переведено на русский язык и как «православный», и как «ортодоксальный». Объем этих понятий не совпадает. Первое указывает на истинное вероучение, которое сохраняется только в Православной Церкви, а слово «ортодоксальный» можно употребить в отношении какой угодно вероучительной традиции. Отсюда известные словосочетания: «ортодоксальный иудаизм», «ортодоксальный ислам», «ортодоксальный марксизм». Поэтому монофизитские церкви, куда входит и Армянская Апостольская Церковь, правильнее было бы называть «Древневосточными ортодоксальными церквами».
— Ваше Высокопреосвященство! Я дерзаю причащаться часто. Изучал вопросы подготовки, читал о препятствиях к этому Таинству. Тем не менее, я вызываю недоумение у некоторых христиан своим частым причастием. Нужно ли спорить и оправдывать свою позицию в таких ситуациях? Ведь, прочитав ряд книг по этой теме, которые, собственно говоря, и поменяли мое отношение к этому Таинству, я правильно понял, что как раз часто причащаться — это нормально, а не наоборот? (Константин, Московская обл.)
— Таинство Святой Евхаристии — это величайшая святыня, дарованная нам Господом Иисусом Христом. Приобщение этой святыни соединяет нас с Богом самым тесным образом. Однако в послании к коринфянам апостол Павел говорит, что недостойно причащающийся «виновен будет против Тела и Крови Господней…. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-34). Чтобы избежать этого, апостол говорит: Да испытывает себя человек... (1 Кор. 11:28). Самым лучшим способом испытать свою совесть является Таинство исповеди, где священник может сказать, готов ли человек с его душевным состоянием приобщаться великой святыни, чтобы ему не быть повинным против Тела и Крови Господней. То есть ответом может быть следующее: причащаться надо настолько часто, насколько позволяет ему его душевное устроение. Душевное же устроение должен определять не сам человек, а его духовный руководитель.
— Здравствуйте, владыка! В настоящее время повсеместно происходит реформирование системы образования, включение его в так называемый Болонский процесс. Насколько актуальны, по-Вашему, данные реформы именно для духовного образования? Не сведется ли суть к смене формул обучения с 4+4, на 4+2+2? Не будет ли в итоге Церковь готовить лишь технически-начитанно-образованных пастырей — «менеджеров храма», но не имеющих веры? Насколько глобальны данные реформы для системы духовного образования Московского Патриархата? Насколько известно, Киевские духовные школы не придерживаются данной системы. (Александр, г. Минск)
— Уважаемый Александр! Реформирование системы духовного образования — общецерковная задача, а Болонский процесс — лишь один из инструментов, которым иногда удобно пользоваться для ее решения. Конечно, всегда есть опасность формально подойти к делу, и поэтому мы стараемся больше уделять внимания содержанию преобразований, а не форме. Следует помнить, что верующим или неверующим священника (да и любого христианина) делает не «процесс» или «система», а наличие или отсутствие личного духовного подвига. Форма может способствовать развитию или сдерживанию, но только того, что есть.
Духовные учебные заведения Украины находятся в ведении Учебного комитета Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, и мы плодотворно сотрудничаем на ниве духовного образования.
В каждом государстве есть свои особые условия, которые нельзя не учитывать.
— Здравствуйте. Три года назад у меня умер муж. В детстве он был крещен в Православной Церкви, в юношестве перекрестился в адвентисты, но последние годы своей жизни посещал православную церковь, дочку мы тоже крестили в Православие. Можно ли поминать и молиться за него как за православного? (Ольга, г. Н.)
— Вы можете и должны поминать своего мужа, если перед смертью он вернулся из секты в Православную Церковь. Повторного крещения в Православной Церкви при таком возвращении не требовалось, Таинство Крещения неизгладимо и потому ни при каких обстоятельствах не повторяется, но Ваш муж должен был покаяться в своем вероотступничестве.