О совместном образовательном проекте Санкт-Петербургских духовных школ и Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря рассказал заведующий заочным отделением СПбДС, преподаватель СПбДА М.В. Легеев.
— Расскажите, пожалуйста, что представляет собой образовательная программа?
— Эта программа по замыслу должна стать своего рода богословскими курсами для тех насельников монастыря, которые желают повысить уровень своего духовного образования. Это совместный проект Валаамского монастыря и Санкт-Петербургской духовной академии.
Сегодня нашей Церкви особенно требуются не только духовно образованные пастыри, но и монашествующие. Не секрет, что в средние века, например, именно монастыри были главнейшими центрами духовного образования; такая традиция берет свое начало, по крайней мере, с VIII века. Как мне кажется, было бы очень благотворно и своевременно возрождать эту древнюю традицию, по крайней мере, делать какие-то шаги в этом направлении. Поэтому эта программа призвана, прежде всего, заинтересовать кого-то из насельников монастыря в повышении уровня своего образования, привить у них желание потрудиться еще и на этом, не менее важном, чем практика духовной жизни, церковном поприще.
Что же касается содержания курсов, то на настоящий момент в них включены несколько ключевых предметов, а именно — Патрология, Литургика и История Церкви (как общецерковная, так и Русской Православной Церкви). В перспективе, думаю, возможно, добавление к ним и других предметов, например, одного из библейских курсов.
— То есть, это специально составленная программа, которая не дублирует семинарию?
— Да, это специально составленная программа, которая, конечно, отчасти повторяет программу семинарии, однако, вместе с тем, имеет и существенные отличия. Во-первых, поскольку программа включает в себя небольшое количество предметов (в отличии, например, от семинарии), то наша задача состоит в том, чтобы в рамках одного предмета рассмотреть также ключевые, важнейшие элементы из других, сопредельных, родственных дисциплин. На примере патрологии — моего собственного курса — могу сказать, что он будет содержать в себе элементы догматического богословия. С другой стороны, основной материал предмета будет преподаваться в более сокращенном виде, по сравнению с семинарией. Впрочем, хочу заметить, что это не означает поверхностного изучения тех или иных тем. Ведь, например, глубина и широта — разные вещи; и я думаю, что преподаватели будут стараться подать ту или иную тему по возможности глубоко в плане ее осмысления учащимися и обсуждения с ними, но при этом не так широко, как в семинарии, в плане детализации, полноты примеров и т.д.
Особенности данной образовательной программы будут связаны еще и с режимом самих занятий. Точечное, блоковое освоение материала — раз в неделю или раз в две недели, но при этом достаточно объемными блоками — также придает свою специфику методике преподавания, требует определенного подхода со стороны преподавателя. Например, при такой системе достаточно проблематичной становится самостоятельная (домашняя) работа учащихся с литературой — и это должно быть компенсировано, как содержанием курса, так и подходами преподавательской работы.
— Сколько будет длиться весь курс обучения?
— Предполагается, что преподаватели будут ездить на Валаам в течение весеннее-летне-осеннего сезона, в то время, когда дорога туда наиболее благоприятна. Конечно, составление долгосрочного графика занятий и организация регулярного приезда преподавателей связаны с определенными трудностями, прежде всего с их загруженностью, но это вопросы, в конечном счете, решаемые. В идеале — за один учебный год должен быть пройден весь материал по этим предметам, к этому мы и будем стремиться.
— Требуется ли монаху иметь начальную подготовку для прохождения обучения?
— Нет, это не обязательно. Конечно, есть определенная трудность для преподавателя, когда уровень знаний учащихся существенно отличается друг от друга. Но эта трудность в принципе преодолимая. Можно преподавать материал так, чтобы он был как понятен тем людям, у которых небольшой багаж богословских знаний, так и интересен тем, у кого этот багаж значительный. Это уже задача преподавателей — как реализовать такой подход в своей методике преподавания; каждый преподаватель будет стараться сделать это по-своему.
— Предполагаются ли вступительные или выходные испытания?
— Вступительных экзаменов нет, никакого специального отбора не проводится, нужно только свободное желание человека. Что касается выпускных экзаменов, то они будут проводиться. Таким образом, обучение будет документально закреплено свидетельством об окончании курсов.
Хочу подчеркнуть еще раз, что в этом деле важно, прежде всего, желание самого человека. Священноначалие уже выразило свою волю, организовав эти курсы и почитая их делом важным и полезным для братии монастыря; желающие могут приложить к этому свою волю и тем явить синергию в важном и полезном деле.
— Нужно ли будет покидать монаху монастырь для сдачи экзаменов или каких-то других этапов обучения?
— Нет, в этом нет необходимости. Весь процесс обучения возможно полностью организовать в самом монастыре.
— О каких перспективах программы можно говорить сейчас? Будет ли через год набрана другая группа обучающихся по этим же предметам или группа этого года продолжит изучать другие предметы?
— Сейчас пока трудно что-то прогнозировать на перспективу. Предполагаю, что будет набор другой группы с повторением того же курса. Наша задача — не дублировать семинарскую программу, расширяя количество предметов, а вовлечь возможно большее число братии монастыря в духовно-образовательный процесс.
— Вы уже были на Валааме и могли общаться с вашими будущими студентами. Какие у вас остались впечатления от встречи?
— С некоторыми из них я хорошо знаком. Несколько человек из посещающих занятия по нашей образовательной программе являются также и студентами заочного отделения семинарии. И — это даже не мое мнение, а мнение самих студентов — одно другому не мешает. Наоборот, наши занятия на Валааме могут дополнить или закрепить уже пройденный в семинарии материал. Для меня всегда радостна встреча с ними. Давно сложилось благоприятное впечатление как об учащихся, и, можно сказать, завязались дружеские, теплые отношения. Уже много раз я говорил об этом и не перестаю повторять, что валаамские студенты являются лучшими студентами духовной семинарии. Что касается новых людей, с которыми я не был знаком раньше, то я увидел живую заинтересованность, было много вопросов, слушатели участвовали в процессе, было активное обсуждение. Впечатление очень хорошее. Мне кажется, что порою не только преподаватель может что-то дать студентам, но происходит и обратный процесс, имеющий духовное измерение. Основание этого обоюдного процесса коренится в соборности Церкви. На мой взгляд, задуманные богословские курсы, которые сейчас только-только начинают жить самостоятельной жизнью, могут в будущем иметь духовное измерение и духовный резонанс более глубокий, чем просто обучающая программа, и могут иметь значение не только для Валаама, но и для духовной академии.
Беседовал А. Кондратенко
Сайт Валаамского монастыря/Патриархия.ru